Танец мозга
Театр «Практика» открыл новый сезон долгожданной премьерой – спектаклем «Человек из Подольска Сережа очень тупой» по пьесам Дмитрия Данилова, самого востребованного на сегодня драматурга
Работать в жанре театра абсурда в России трудно: действительность иной раз затмевает самые затейливые драматургические ходы. Но вот Дмитрию Данилову это удалось – во многом благодаря игре в обманки и смысловым инверсиям, именно поэтому его пьесы (а их пока всего три) нарасхват. И новый этап жизни театра «Практика» неслучайно начался со спектакля «Человек из Подольска Сережа очень тупой», поставленного по двум пьесам Данилова.
Это мог быть первый, долгожданный проект Брусникина и его «Мастерской» в своем наконец-то театре. Не случилось. 9 августа Дмитрий трагически рано ушел. Спектакль выпустила Марина Брусникина – режиссер, чьи умные, тонкие и безупречно интеллигентные постановки на разных сценах Москвы уже хорошо известны. Здесь она – в союзе с художником-постановщиком Саввой Савельевым – предстает в совершенно новом качестве. Как и все брусникинцы – теперь они за всё отвечают сами. Так совпало, что в этом году самые талантливые и многообещающие из молодых – Театр.doc Михаила Угарова и Елены Греминой и «Мастерская Дмитрия Брусникина» – в одночасье осиротели, став взрослыми.
Зрителям на спектакле раздают браслеты разных цветов, служащие пропуском в разные залы: сначала они смотрят одну пьесу, потом – другую. Сбивающие с толку, мастерски сделанные тексты и там и тут упакованы в инсталляции: комнаты со стенами из белых квадратов, напоминающие отсеки космического корабля, операционную или пыточную. Последнее точно подходит: Данилов производит над своими героями странные и безжалостные опыты, то помещая их в отделение полиции с сумасшедшими полицейскими, то запирая в квартире с тремя инфернальными курьерами, похожими на посланников нечистой силы. Главное то, что каждый раз он обманывает ожидания зрителей, азартно играя смыслами, настроениями и оценками.
Вот «Человек из Подольска», арестованный ни за что и подвергающийся издевательскому допросу. Мгновенно возникающие ассоциации с полицейским беспределом определяют тему: насилие, унижение личности, тоталитарное государство – и тут автор, посмеиваясь, делает крен в совершенно другую сторону. Странные, действительно похожие на обитателей дурдома полицейские не только говорят абсолютно правильные, в сущности, вещи, но и раскладывают как психоаналитики жизнь парня из Подольска по полочкам: скучный не удачник, ненавидящий