Кремлевский сезон Bvlgari
Все эти звезды когда-то бывали в Кремле в качестве интуристов или почетных гостей. Теперь в музейных витринах сверкают драгоценности, ставшие неотделимыми от их экранных образов. Последнее сияние великих кинодив ХХ века на эпохальной выставке «Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей» – незабываемые встречи, невероятные украшения, фантастические женщины.
В Кремле итальянское присутствие почему-то ощущаешь довольно отчетливо. Уже одна красно-кирпичная стена с двурогими зубцами напрямую рифмуется с крепостными стенами замка Сфорца в Милане или Кастельвеккьо в Вероне. Да и главные кремлевские соборы, Архангельский и Успенский, – это ведь тоже итальянских рук дело. Все навеки и безусловно русское, с нашим размахом и душой, но с итальянским чувством гармонии, с этой плавной, непрерывной, певучей линией, не терпящей прямых ригористичных углов и слишком резких обрывов. Особенно это чувствуешь на Соборной площади, где всегда пустынно, торжественно, безлюдно. И только часовые президентского полка оживляют своими юными лицами знакомые открыточные виды.
Пока я шел мимо них на открытие ювелирной выставки «Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей», которая расположилась сразу в двух кремлевских музеях – в Успенской звоннице и на первом этаже Патриаршего дворца, – думал, что все в этом мире неслучайно.
И то, что знаменитый итальянский ювелирный дом захотел показать свои сокровища именно здесь, в Кремле, хотя имелись и другие, более доступные варианты. И даже то обстоятельство, что большинство тех, кто владел привезенными драгоценностями, здесь тоже когда-то ходили, любовались на эти купола и стены. Например, есть фото 1965 года, где Софи Лорен, одна из любимых клиенток и муз Bvlgari, позирует на царском троне в Грановитой палате. Ей, как знатной гостье, тут много что показывали. И кладовые Оружейной палаты, и музейные запасники, и даже разрешили посидеть в Президиуме Верховного совета.
А еще раньше был смешной эпизод, вошедший во все энциклопедии мировой моды, когда на одном из первых Московских кинофестивалей Элизабет Тейлор и Джина Лоллобриджида пришли на прием в Кремлевский дворец в одинаковых кружевных платьях. Две звезды смотрелись как выпускницы одного пансиона. «Ну что, пойдем вместе, сестричка», – усмехнулась Элизабет, узнав свое платье с зеленым атласным пояском на сопернице, итальянской звезде. Потом они весь вечер не расставались, стараясь попасть в кадр вдвоем, изображая всяческую женскую солидарность перед лицом коварной судьбы и неверных парижских кутюрье.
Сейчас в стеклянных витринах кремлевской звонницы сверкают их драгоценности – все, что остается от былой славы, красоты и соперничества. Кстати, именно тогда, в 1961 году, на вопрос журналистов, с кем бы она хотела познакомиться в Советском Союзе, Джина заявила не раздумывая: «С Юрием Гагариным». Он тогда был главной звездой планеты. И опять же символично, что выставку Bvlgari открыла дочь Гагарина Елена, директор музеев Московского Кремля. Наверное, в семейных архивах до сих пор хранится фотография, где ее папа, совсем еще молодой, в форме летчика, смущенно улыбаясь, дает автограф прославленной диве. А она смотрит на него зачарованно, как на новое чудо света. Первый человек, побывавший в космосе!
Все странно и причудливо сплелось в истории с выставкой Bvlgari и ее героинями. Не знаю, была ли когда-нибудь в Кремле великая Анна Маньяни, но доподлинно известно, что в Москву она приезжала с гастролями. Играла совсем неподалеку, в Малом театре. Так что вполне могла зайти поглядеть на кремлевские соборы и дворцы. Спектакль, в котором она была занята, назывался «Волчица» и был поставлен специально для нее Франко Дзеффирелли. Тогда она еще была в силе и славе, хотя в кино почти перестала сниматься. Ну и в Москве все, конечно, хотели увидеть ее на сцене. Какая она, Анна Маньяни? Попасть на «Волчицу» было невозможно. Конная милиция, давка на входе, билеты у спекулянтов по цене средней месячной зарплаты – все как полагается. Мнения потом резко разошлись. Кто-то остался при убеждении, что лучше актрисы нет и не было никогда. А кому-то показалось, что на экране Маньяни все-таки выглядит мощнее и выразительнее. Кому-то не хватило крупных планов ее раненых, трагических глаз.
Спустя пятьдесят с лишним лет после памятных московских гастролей в Кремле выставлены украшения Маньяни от Bvlgari: броши, серьги, золотая пудреница с бриллиантами… Для актрисы, прославившейся исполнением ролей простых женщин из народа, неожиданно очень буржуазный вкус. Видно, что ей хотелось выглядеть респектабельной синьорой, знающей толк в дорогих вещах и богатой обстановке. А в жизни она была странной, диковатой, ходила по ночам на римские пустыри кормить бездомных кошек. Была обижена на весь свет из-за того, что ее больше не зовут в кино. И вообще никуда не зовут, потому что все знают, какой у Маньяни невыносимый характер. Одно утешение – ее сын Лука и красивые украшения, которые она сама купила и в которых чувствовала себя королевой. После ее смерти они достанутся сыну, но он еще долго не захочет с ними расстаться. Только недавно они вернулись на Виа Кондотти, 10, пополнив историческое собрание ювелирного дома.