Визитка
Хороший художник редко дружит с деньгами. Андрей Деллос — творец, ставший успешным ресторатором, — редчайший случай. О том, может ли искусство приносить прибыль, с ним поговорил Антонио Алицци.
Вы согласны с тем, что в каждом бизнесе есть доля искусства, влияющая на экономический результат?
Неопределенность бизнеса прямо пропорциональна «художественности»: чем больше искусства, тем рискованнее бизнес. В ресторанном деле с самого начала ярко присутствует творческий элемент – наверное, поэтому этот вид деятельности так неустойчив. Конечно, в отличие от фастфуда, например, – вот там конвейер.
У вас четыре тысячи сотрудников, как управляете настолько большой компанией?
Нужен правильный баланс творчества и организованности. Опыт дает понять, где требуется более творческий подход, а где – нет. Чем дольше я в деле, тем лучше понимаю.
Как вы выбираете ценных сотрудников?
Я не выбираю, я их создаю. Редко когда везет найти готового специалиста. Хотя однажды во Франции мне позвонил генеральный директор Laduree и сказал, что хотел бы со мной работать. Большая удача. Но с коллегами, особенно теми, кто управляет этой огромной компанией, мы работаем вместе уже 20–25 лет. Они начинали с официантов или художников в моей мастерской.
Считаете ли вы себя легким человеком?
К сожалению, нет. Более того, у моих друзей характер не легче моего.
Вы согласны с Энди Уорхолом, что «успех в бизнесе – самый притягательный вид искусства»?
Сложный вопрос. Когда вы говорите «бизнес», на ум сразу приходит роль денег и менеджмента в искусстве... Я учился искусству всю жизнь – с первого посещения Пушкинского музея в 11 лет. Я чрезвычайно разочарован ролью денег в искусстве за последние 30 лет.
Проблемой номер один в искусстве всегда были деньги.
Так и было. Мы знаем Ренессанс благодаря олигархическому семейству Медичи – меценатам самых выдающихся художников и архитекторов. Можно сказать, Медичи создали Возрождение, инвестировав в искусство. Результат был невероятным! Так что да, деньги в искусстве – главный фактор.
Но бизнесмены никогда не диктовали художникам правила. А что сегодня?
Вы правы, все художники работают за деньги, но это никогда не ставилось во главу угла. Теперь, впервые в истории, мы даже видим художников-бизнесменов, таких как Джефф Кунс.
В конце 1980-х вы приехали в Москву на пару дней, но кто-то украл ваш кошелек и документы. И вы решили открыть в России ресторан.
Да, я приехал в Москву всего на три дня. Позвонил друзьям, спросил, где можно перекусить, мне ответили: «Иди в Irish House». Но по дороге наткнулся на палатку с русскими шоколадными конфетами. Сработала ностальгия, и я потерял бдительность. Там-то мой кошелек и украли. В Советском Союзе не было уличных воришек. Что ж, добро пожаловать в новую Россию! Это было самое важное изменение в моей жизни. Несколько дней спустя я решил открыть в Москве ресторан-клуб. Идея заключалась в том, чтобы ресторан был для художников, кинозвезд, звезд театра, писателей...