Визитка
В этот раз Антонио Алицци отправился в Рим, чтобы встретиться с Федерико Теста — президентом самого важного исследовательского института Италии по вопросам «зеленой» энергетики, устойчивой экономики и климатических изменений. Федерико рассказал, как его личная жизнь повлияла на профессиональную.
Что для тебя значит быть президентом ENEA (Национальное агентство новых технологий, энергетики и устойчивого экономического развития. – Прим. SNC.), самого важного исследовательского подразделения в области энергетики в Италии?
ENEA – учреждение, где наука идет рука об руку с истинно римской министерской бюрократией. Неплохой микс, не так ли? Здесь работают поистине самоотверженные люди, до конца отдающие себя делу, – они и делают невероятный вклад в науку. Но есть и те, кто как работал здесь тридцать лет, так и продолжает, не проявляя никакой инициативы. Иногда такие товарищи даже понять не могут, почему от них что-то хотят (улыбается).
Как думаешь, какие важные социальные изменения случились за десять лет?
Как минимум увеличился темп жизни. Это заставляет всех нас, особенно молодежь, быть более легкими, то есть проще относиться к ситуациям разной сложности и стараться быть более гибкими. Осуждение – не помогает. В частности, не помогает тем, кого осуждают; мы должны находить другие способы взаимодействия с любыми поколениями, а с молодым – подавно.
Кто движет молодежью? Может, есть кумиры или знаковые фигуры, такие, как, например, Че Гевара, Фидель Кастро, папа римский...
Определить тех, на кого равняется новое поколение, мне сложновато, но я вижу, как молодые люди стараются познать мир. По-своему, конечно, но когда они хоть что-то понимают, то сразу начинают двигаться. И поэтому нам необходимо помогать им понимать и принимать действительность, тем самым побуждая к действию.
Ты много чем занимался в жизни, но мне кажется, что профессор – твое призвание…
Быть профессором – самая прекрасная работа в мире. Когда я прихожу в класс, я получаю ни с чем не сравнимое удовольствие. В конце семестра студенты говорят, что мой курс у них – любимый. И тогда у меня возникает чувство, будто я смог что-то передать своим ученикам. Что-то важное. Ну или по крайней мере всегда стараюсь это сделать. Часто по глазам студентов я вижу, что затронул что-то внутри.