Мнение
Российские фильмы — зашквар. Так считалось несколько лет назад. Но времена изменились: миллиардные сборы — новая реальность киноиндустрии. SNC узнал, как снять картину и купить квартиру. А не вылететь с рынка.
Коротко и по делу – мы несколько месяцев подстерегали в темных переулках, лифтах и коридорах людей из киноиндустрии, обрывали телефоны и спамили по электронной почте. Все для того, чтобы разгадать секрет фильмов, которые за последние полтора года вывели отечественный прокат на принципиально новый уровень. В итоге мы собрали двенадцать советов, которые помогут режиссерам и продюсерам адресовать свои работы широкому зрителю, а не мусорной корзине.
1Озаботьтесь приличным сценарием
Хороший сценарий – тридцать процентов успеха. Здесь и начинаются проблемы. «Если не умеешь писать сам или работать со сценаристом, шансы, что на голову свалится офигенный сценарий, близки к нулю. У нас нет школы – все самоучки. Ну выпускаются каждый год десять-пятнадцать сценаристов с курсов. При этом не появляется десять-пятнадцать гениальных сценариев. Ладно гениальных – нет и просто хороших», – сетует автор «Хардкора» Илья Найшуллер. Инсайдеры подтверждают – ежедневно режиссерам и продюсерам приходят десятки сценариев. Многие киношники честно осиливают пару-тройку абзацев, после чего нажимают delete. Текст, по мере чтения которого в голове рисуется ясная картинка, видно по первым предложениям. Такие сценарии отхватывают со скрепками, не торгуясь – миллион рублей так миллион. Впрочем, для сравнения – топовые американские сценаристы зарабатывают по миллиону долларов. У нас таких бюджетов нет. Поэтому режиссеры нередко пишут «вот этими вот руками» – отец «Бабушки легкого поведения» и «Гитлер, капут!» Марюс Вайсбер сам себе режиссер, продюсер и сценарист. Правда, к качеству материала этого рукастого мужчины есть вопросы.
2Не размахивайтесь на бюджет (если только за вами не стоит «Тритэ»)
Допустим, есть классный сценарий, которым заинтересовались серьезные дяди. В мечтах вы уже осваиваете сумму, сопоставимую с бюджетом «Титаника», – но выдохните. Речь, скорее всего, пойдет о «возвратных» деньгах, поэтому трезво оценивайте возможности. Если люди инвестируют в ваш проект и при этом не называются благотворительной организацией, они хотят не только отбить инвестиции, но и заработать. А если за режиссером или продюсером закрепляется репутация лузера (то есть не окупились по меньшей мере три работы подряд), дела плохи – не пустят даже на порог Фонда кино.
Чем меньше трат – тем лучше. Конечно, придется хитрить и экономить на всем, включая спички, но так вы минимизируете и потери. На дебют Кантемира Балагова «Теснота» деньги выделил по большей части фонд «Пример интонации» Александра Сокурова: еще на старте было ясно, что от драмы про национальный вопрос не стоит ждать успеха «Босса-молокососа». Поэтому с сокуровскими деньгами начинающий кинематографист обращался как с любимой девушкой. «Теснота» собрала скромно – чуть не дотянула до четырехкаратника Graff, то есть ста тысяч долларов, – но вполне привольно чувствовала себя на десятке солидных кинофестивалей. И то хлеб.
Заоблачный бюджет сыграл злую шутку с «Матильдой» – даже буйная рекламная кампания, устроенная Натальей Поклонской, не смогла привести в кино достаточно людей, чтобы отбить потраченные двадцать пять миллионов долларов. «Викинг» с его двадцатью одним миллионом вырулил на окупаемость силами Первого канала, не ставившим его анонс разве что в «Давай поженимся!», но там, говорят, большая часть бюджета – невозвратная.
Зато если в проект вплыли три кита из студии «Тритэ» (Никита Михалков, Леонид Верещагин и Антон Златопольский), то вы, как любовница арабского шейха, можете позволить себе все, чем сердце успокоится, и «шапочку». Последние несколько лет Михалков, Верещагин и Златопольский, что приятно, работают с молодыми перспективными режиссерами. Главное – оправдать надежды. Впрочем, «святая троица» российского кино давно не промахивается – хотите или нет, снимете блокбастер.
3Бейте челом в Фонде кино (и готовьте пафосную презентацию)
Фонд кино называют ручным котенком Михалкова, хотя сам Никита Сергеевич из попечительского совета вышел летом 2017 года (не сиделось рядом с Натальей Тимаковой), а нынешнее руководство на котенка обижается. Как бы то ни было, на данный момент Фонд кино – влиятельнейшая структура.
Претенденты на бюджет проходят трехступенчатый отбор, венец которого – экспертный совет во главе с Леонидом Верещагиным (а членствуют продюсеры Федор Бондарчук, Сергей Сельянов и Александр Роднянский, режиссеры Валерий Тодоровский, Джаник Файзиев и Борис Хлебников, кинокритик Антон Долин и президент «Каропроката» Алексей Рязанцев) – именно от этих людей зависит, кому государство поможет материально. В первую очередь рассматривают проекты «компаний-лидеров» (множественные совпадения с составом экспертного совета, как говорится, случайны) – в утвержденный на 2018 год список вошли десять студий вроде «Тритэ», «Арт Пикчерс», «Дирекции кино», «Кинокомпании СТВ» и «Централ партнершип». Роковым образом подфартило и «Року» Алексея Учителя.
Остальные подают заявки в общем порядке. Претенденты готовят презентации, моют шеи, репетируют речь – финальный этап согласования немногим отличается от защиты диплома. По словам исполнительного директора Фонда кино Антона Малышева, подконтрольная ему институция – не бездонная копилка полковника Захарченко: «Я отнюдь не мечтаю о том, чтобы во всех картинах участвовал наш фонд. У меня другая мечта: чтобы фильмы крутились на свободном рынке, снимались на коммерческие деньги, окупались в прокате, возвращали вложенное инвесторам, а те снова вкладывались бы в производство. Чем больше таких картин, тем здоровее отрасль».
Грамотный концепт, красивые слайды и громкие имена в составе съемочной группы помогут вам попасть в двадцать процентов счастливчиков и получить госфинансирование. Но отвечать за окупаемость все равно придется. Особое положение через годы, через расстояния выбил себе разве что Андрей Звягинцев в дуэте с продюсером Александром Роднянским. Его полные безнадеги драмы, учитывая вкусы российского зрителя, бешеного успеха в прокате не имеют, но из-за неугасающего интереса со стороны мирового сообщества Фонд кино наконец вызвался их поддерживать.
4Не надейтесь на звездных актеров (а про светских див вообще забудьте)
Режиссеры давно усекли: ни один экранный секс-символ, сколько бы подписчиков в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) у него ни было, не спасет слабый фильм. «Данила Козловский и Владимир Машков – все, что у нас есть», – отрезает Найшуллер. Коллеги, как один, кивают. Два альфа-самца кинорынка – единственные на сегодняшний день финансовые гаранты: «Легенда №17» с Козловским принес создателям чуть меньше миллиарда рублей, блокбастер «Экипаж» (Машков и Козловский – комбо!) перевалил за миллиард, а хит зимы «Движение вверх» выбил трехочковым больше трех миллиардов целковых. К «продающему дуэту» вот-вот примкнет Александр Петров: актер, мелькавший в качественных российских сериалах, растопил сердца киноманов ролью в фильме «Лед». Зрители ТНТ до того жаждали увидеть самонадеянного «Полицейского с Рублевки» в блестящем трико не по размеру и фигурных коньках, что охотно несли денежки – больше миллиарда деревянных – в кассу.