Style
Мнение
Пока вы считаете копейки и охмуряете клиенток-олигархинь, дизайнеры-конкуренты получают миллионы от государства. Кто проник к бездонной кормушке Минпромторга? По просьбе SNC на больной вопрос отвечает корреспондент РБК Елизавета Архангельская.
«Интеграция русских культурных традиций в современный дизайн» – так звучит одна из целей фестиваля моды «Русские сезоны». С самого запуска «Сезонов» организаторы делали ставку на творения с уклоном в народные мотивы. В 2015-м показывали коллекции дизайнеров, которые используют «русские культурные коды», через год провели конкурс среди студентов Высшей школы народных искусств – такая есть, с кафедрой лаковой миниатюры и художественного кружевоплетения, – а в 2017-м предложили дизайнерам и фабрикам народных промыслов подружиться и вместе выпускать одежду, рассказывает основательница фестиваля дизайнер Дарья Мациевская. «Мама подарила мне оренбургский платок, что-то в голове включилось», – вспоминает она, как придумала «Сезоны».
Да-да, в этом году фестиваль (эмблема – стилизованное яйцо Faberge с алмазной сеткой, «призванное олицетворить виртуозность исполнения, свойственную русским мастерам, а также символизирует возрождение российской индустрии дизайна и моды») сводил фабрики и дизайнеров с благородной целью их дальнейшего сотрудничества. Впрочем, дальше выставки в ЦУМе не продвинулось – настоящих партнерств не случилось: ни с вологодской кружевной фирмой «Снежинка», ни с «Крестецкой строчкой». А вот и имена начинающих талантов: Дарья Бабаева (интересная петербурженка, о которой писал Vogue), Лидия Смирнова (о ней Google молчит), Григорий Коробейников (омич остроумно предложил девушке Тимате Анастасии Решетовой самой снять себя в зеркале для лукбука), Дмитрий Дияров (поисковики вспоминают о нем лишь в связи с «Русскими сезонами»). Теперь организаторы фестиваля уходят от «метки, что все должно быть в русском стиле». Мациевская признает: промысловые фабрики не рассчитаны на массовое производство. Поэтому в следующем году дизайнеров постараются свести уже с серийными производителями тканей и одежды, хоть и использовать в конкурсных работах можно будет только сделанные в России материалы: хлопок, шерсть, лен, вискозу и кожу.
Главный партнер «Русских сезонов» – Министерство промышленности и торговли. Треугольный логотип ведомства красуется в «шапке» сайта и на пресс-волах фестиваля, а выставку в ЦУМе в мае 2017-го открывал глава министерства Денис Мантуров. Традиционные росписи и кружева пользуются в министерстве популярностью: без народных художественных промыслов «невозможно представить духовное развитие общества» (о как!), заявлял директор профильного департамента Дмитрий Колобов. Уговорить чиновников Минпромторга поддерживать «Русские сезоны» Мациевской удалось за год. Она отправила предложение, ей перезвонили, затем проект несколько раз приходилось переделывать и согласовывать.
Министерство финансирует фестиваль, но сумму Мациевская назвать отказалась; в самом ведомстве SNC тоже не раскрыли цифры. Правда, с недавних пор у «Русских сезонов» есть и другие спонсоры: ЦУМ и компания SMEG (смешные разноцветные ретро-холодильники). В будущем «Сезоны» будут приносить деньги, надеется Дарья. Хотя уже сейчас компания «Мацант», юрлицо фестиваля, в плюсе: в 2016 году она получила почти 700 тысяч рублей прибыли при выручке 1,3 миллиона по данным базы «СПАРК-Интерфакс».
Столица стиля
В последние годы Минпромторг – главный апологет модной индустрии со стороны государства. По крайней мере, логотип именно этого ведомства чаще всего встречается на конкурсах региональных модельеров, и именно оно выделяет деньги на производство российской одежды. Мужские сорочки, женские блузки, трикотажные футболки с принтами котов – неполный список изделий отечественных компаний, получающих финансовую помощь Минпромторга. Среди самых популярных мер поддержки – субсидии на выплату процентов по кредитам или на их обслуживание. Хотя текстильные фабрики получают их чаще, производители одежды тоже не пренебрегают возможностью подать заявку на субсидию. Например, ростовская компания «Элис Фэшн Рус», которая продает женскую одежду в десятках магазинов по всей стране под брендами Elis и Lalis (это именно то, что вы представляете, услышав словосочетание «Офисный стиль»), с 2015 года получила в общей сложности почти 19 миллионов рублей от Минпромторга, согласно данным единого портала бюджетной системы.