News
Ликбез
Желаете прослыть интеллектуалом? Регулярных селфи в «Гараже» и понимания, кто такие Богомолов с Серебренниковым, уже недостаточно — теперь котируется осведомленность в сфере классической и современной академической музыки.
Московская консерватория и филармония
Главные оплоты классики – консерватория с филармонией. Первая – учебное заведение, которое слывет «Оксфордом в мире музыки»: победителей международных исполнительских конкурсов оттуда выпускают пачками. Но славна консерватория не только гениальной порослью, но и концертами, для которых тут приспособлено четыре зала. Самый козырный, конечно, Большой – именно здесь выступают именитые гастролеры и играются самые известные произведения. Оценить мощь классики стоит на какой-нибудь из симфоний Малера и Чайковского: когда на сцене оркестр о ста участниках выжимает тройное форте под грохот ударных, от осознания величия момента недалеко и пустить слезу, и умилиться собственной культурностью.
Тонко чувствующей натурой, чекинясь в Большом зале, прослыть можно, а вот интеллектуалом – сложнее: среди почти 2000 слушателей, который он вмещает, ощущение собственной исключительности приходит нечасто. За ним стоит отправиться в консерваторские залы поменьше – Рахманиновский и Малый. И там и там периодически исполняют не только «золотой консерваторский набор» – Рахманинова, Бетховена и Брамса, – но и менее известных широкой публике авторов вроде Дворжака, Энеску и Равеля. Есть еще в консерватории небольшой зал имени Мясковского, где стоит слушать авторов из забытых музыкальным богом стран вроде Ирана, Турции или Туркмении. Ну и изучать публику, само собой: если в Большой зал билеты иногда стоят по несколько десятков тысяч рублей, как, например, на вызвавший нездоровый ажиотаж концерт дирижера Теодора Курентзиса в июле этого года, то в остальных залах случаются даже бесплатные студенческие выступления, на которые стекаются, стряхнув пыль с засаленных пиджаков и шляпок с поломанными перьями и вуальками, кажется, все городские сумасшедшие. Попадаются и молодые модники, которые пришли похвалиться перед бой- или герлфрендами музыкальной образованностью. Что касается филармонии, то там, кроме гастролей топов вроде австрийского дирижера и скрипача Питера Гута, американской сопрано Мишель де Янг и пианистки Джулии Зильберквит случаются иногда и странные и необъяснимые явления вроде замаскированного под джазовый концерт выступления детского ансамбля «Непоседы», а также плясок Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Но если быть бдительным при покупке билетов и обращать внимание на исполнителей – шанс нарваться на эти странные вещи исчезает. Зато остаются джазовые концерты – здесь они случаются чаще, чем в консерватории.