Аппарат, который впервые в истории должен был достичь сверхзвуковой скорости

Популярная механикаАвто

Самые быстрые в Советском Союзе: советская «Формула»

Николай Корзинов

Сорок пять лет назад в Харькове, в стенах Автомобильно-дорожного института, царило необычное оживление. Сюда постоянно приезжали журналисты и фотографы, а телефон Лаборатории скоростных автомобилей не замолкал ни на час: звонили из столицы, звонили из-за рубежа. Харьковчане конструировали аппарат, который впервые в истории должен был достичь сверхзвуковой скорости, не отрываясь от земли.

Возглавлял проект Владимир Константинович Никитин. Этого незаурядного человека почитали студенты, но недолюбливали некоторые преподаватели. Они считали, что Никитин вскружил студентам головы совершенно ненужным, и главное — небезопасным делом. «Разве нужны народному хозяйству автомобили, движущиеся со скоростью звука?» — недоумевали они и крайне скептически относились ко всем инициативам увлеченного безумными скоростями преподавателя.

Но вставить палки в колеса Никитину было непросто: во-первых, они крутились с немыслимой скоростью, а во-вторых, заслуженного мастера спорта СССР поддерживал ректор ХАДИ Борис Владимирович Решетников. Это он предложил Никитину возглавить недавно созданную в институте Лабораторию скоростных автомобилей, в которую после ее открытия

в 1953 году потянулись десятки любопытных студентов. При лаборатории открыли студенческое проектно-конструкторское бюро, где под руководством Никитина студенты стали реализовывать свои самые безумные мечты. Так появились на свет рекордные автомобили ХАДИ, которые в генеалогическом плане стали потомками скоростных машин «Харьков». Их Никитин конструировал практически в одиночку.

От грузовика к гоночному болиду

Жизненный путь Владимира Никитина впечатляет. Это увлекательная история человека, который в юном возрасте мечтал об автогонках, в зрелом возрасте реализовал свою мечту, а в пожилом — стал для своих студентов тем человеком, которого он сам хотел бы встретить в молодые годы.

Всю войну отъездив за рулем армейского грузовика, после ее окончания Никитин, влюбленный в скорость, начал конструировать свои собственные машины и устанавливать на них рекорды скорости. К началу 1950-х он уже обрел заслуженный авторитет в автоспортивных кругах, его рекордными машинами стали интересоваться начальники автомобильных заводов, перед харьковчанином открылись многие двери. Но гонщик и не помышлял о хорошей должности на столичном автозаводе. В Харькове он мог заниматься своим любимым делом — конструированием рекордных машин, — а это было для него самым главным.

Машины Никитина становились все совершеннее, все быстрее. В 1952 году, конструируя новую машину «Харьков-6», он вместе со своим знакомым радикально переработал двигатель «Победы». Впервые в Советском Союзе был разработан двигатель с двумя верхними распределительными валами, как у многих современных автомобилей. Стандартный карбюратор был заменен двумя значительно более совершенными, а главное — мотор оборудовали наддувом. Несмотря на то, что рабочий объем двигателя уменьшился с 2,5 л до 2 л, его мощность почти в четыре раза превышала мощность серийной «Победы» и более чем в два раза — «Харькова-3». В декабре 1953 года на машине «Харьков-6» с этим мотором Никитин промчался по шоссе Симферополь-Джанкой со скоростью более 282 км/ч! Средняя скорость в двух заездах на встречных курсах составила 280,2 км/ч — и почти целое десятилетие никто в стране не мог перебить достижение харьковчанина. Следующие рекорды уже были установлены на соляном озере Баскунчак.

ХАДИ-2. Построенный в 1961 году, ХАДИ-2 стал первым в СССР автомобилем со стеклопластиковым кузовом. Автомобиль не был слишком быстрым, так как комплектовался мотоциклетным двигателем M-72. Сегодня эта машина хорошо известна всем студентами ХАДИ: она выезжает на площадь перед институтом при посвящении первокурсников в студенты.

Студенческие суперкары

Следующая машина Никитина стала еще мощнее, на нее он установил 300-сильный двигатель, а доводкой ее ездовых качеств занялся уже совместно со студентами. Действующего рекордсмена страны пригласили в ХАДИ вести дипломные проекты студентов и на основе наиболее удачных из них создавать «живые» автомобили. Так в профессиональной деятельности Владимира Константиновича произошел «ребрендинг»: теперь он создавал не «Харьковы», а ХАДИ.

Первые машины Харьковского института, созданные по дипломам студентов, по скоростям будут далеки от рекордных машин Никитина, но спустя годы Владимир Константинович увлечет студентов безумными скоростями и машины ХАДИ станут быстрее «Харьковов».

Пока же первенцы ХАДИ не могли похвастаться внушительными скоростями, но у них были свои достоинства. Неудивительно, что многие из дипломников Никитина быстро нашли себя в той области, которой они хотели заниматься.

ХАДИ-31. В конце 1980-х от создания рекордных автомобилей и дрэгстеров в Харькове переходят к разработке машин для участия в шоссейно-кольцевых гонках в классе «Формула-1600». Так на свет появляются болиды ХАДИ-29 и ХАДИ-31, разработанные студентами и преподавателями института. В 1996, 2003 и 2005 годах гонщики ХАДИ становятся победителями чемпионата Украины. Студентами под руководством нынешнего заведующего лабораторией скоростных автомобилей Ивана Владимировича Лукашева проектируются и строятся новые гоночные автомобили.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 простых шагов, которые помогут быстро и правильно похудеть 6 простых шагов, которые помогут быстро и правильно похудеть

Как помочь себе похудеть?

Популярная механика
Анна Андерсон в роли Анастасии Анна Андерсон в роли Анастасии

Истории «чудесного спасения» погибших лиц царской крови случались неоднократно

Дилетант
Сколько можно не получать номера на купленную машину. Объяснение от ГИБДД Сколько можно не получать номера на купленную машину. Объяснение от ГИБДД

В ГИБДД объяснили, сколько дней можно ездить на новой машине без номеров

РБК
Растущий организм: как клуб Рыболовлева заработал €500 млн на продаже игроков Растущий организм: как клуб Рыболовлева заработал €500 млн на продаже игроков

Как функционирует клуб, где вырастили звезду сборной Франции Килиана Мбаппе

Forbes
Как включить телевизор без пульта: 3 проверенных способа Как включить телевизор без пульта: 3 проверенных способа

Как включить телевизор без пульта и кнопок несколькими простыми способами

CHIP
Чак Паланик Чак Паланик

Чак Паланик: Судный день

Esquire
Чужое бремя. Что делать, если мошенники оформили на вас кредит Чужое бремя. Что делать, если мошенники оформили на вас кредит

Паспортные данные могут быть использованы мошенниками для получения кредита

Forbes
Без кормовой базы Без кормовой базы

Из-за санкций западные инвестбанки лишились бизнеса в России

Forbes
Никаких резких движений и выброси фонарик: чего точно не надо делать, чтобы тебя не съела акула (бонус — инфографика!) Никаких резких движений и выброси фонарик: чего точно не надо делать, чтобы тебя не съела акула (бонус — инфографика!)

Эти советы по выживанию помогут тебе при встрече с акулой

Maxim
«Даймлеры» Докера: самые красивые «Даймлеры» Докера: самые красивые

Как заказ автомобиля для свадьбы стал началом настоящей мании

Популярная механика
Как стать здоровым, если не болен Как стать здоровым, если не болен

Как раскрыть свой энергетический потенциал и стать счастливее и успешнее

Esquire
Майнинг вопреки: почему добывать криптовалюты все еще выгодно Майнинг вопреки: почему добывать криптовалюты все еще выгодно

Почему бизнес до сих пор сохраняет интерес к майнингу криптовалют?

Forbes
Кто одевает современных супергероев Кто одевает современных супергероев

Художники по костюмам, которые одевают главных женщин-супергероев XXI века

Vogue
Накопительный вклад Накопительный вклад

В Индии по традиции инвестируют в детей, как в надежное предприятие

Вокруг света
Верные до гроба Верные до гроба

Эти несчастные, возможно, в большей степени заслужили право считаться святыми

Дилетант
Елизавета Боярская: Елизавета Боярская:

Двухдневное путешествие в Барселону вместе с актрисой Елизаветой Боярской

Cosmopolitan
Сохранять спокойствие Сохранять спокойствие

Дизайнерские приёмы в интерьере спальни

SALON-Interior
Карди стимулятор Карди стимулятор

Стриптизерша Карди Би — новая звезда Америки

GQ
«Скучнее матча, чем Испания — Россия, я не видел очень давно!» «Скучнее матча, чем Испания — Россия, я не видел очень давно!»

Знаменитый хоккейный вратарь Илья Брызгалов выдал пламенный спич о футболе

Maxim
Миссис президент. Как девушка из хорватской деревни возглавила страну Миссис президент. Как девушка из хорватской деревни возглавила страну

Как складывалась карьера Колинды Грабар-Китарович

Forbes
Пора на сушу Пора на сушу

Уменьшить выделение пота можно натуральными средствами

Лиза
Ленин и дети Ленин и дети

Дизайнеры оформили квартиру, придерживаясь легенды о русском эмигранте

AD
Вдвоем против призраков Вдвоем против призраков

Ванесса Паради не ищет легких мужчин

StarHit
5 вещей, которые должны быть в сумочке, если ты собралась на летний фестиваль 5 вещей, которые должны быть в сумочке, если ты собралась на летний фестиваль

Проверь, взяла ли ты всё необходимое, чтобы ничто не испортило тебе отдых

Cosmopolitan
Дайте жару! Дайте жару!

Яна Кедрина прощается с романтическим прошлым и обещает зажечь танцполы

Vogue
Глобальная угроза: как скоро рухнет американская экономика Глобальная угроза: как скоро рухнет американская экономика

Главных страхов глобальных инвесторов — это предстоящий спад экономики США

Forbes
На все руки мастер На все руки мастер

Близкие Игоря Акинфеева раскрыли неизвестные факты о голкипере

StarHit
Сольная программа Сольная программа

Действительно ли соль так страшна, как ее малюют

Vogue
Итоги саммита в Хельсинки на фоне эпохи перемен Итоги саммита в Хельсинки на фоне эпохи перемен

Конструктивное взаимодействие России и США перезагрузит глобальный миропорядок

Эксперт
«Выступление не состоится»: реакция на бойкот «Нашествия» из-за милитаризма «Выступление не состоится»: реакция на бойкот «Нашествия» из-за милитаризма

Реакция на бойкот «Нашествия» из-за милитаризма

Playboy
Открыть в приложении