Ребенок начинает говорить – на что маме обратить внимание?
Почему до года малышу не нужен телевизор, какие игрушки помогут развить слух и речь и что ребенок должен уметь в каждом возрасте? Разбираемся вместе с Lisa.ru.
Сегодня будущие родители серьезно готовятся к появлению будущего малыша: покупают книги по физиологии, гигиене, питанию новорожденных, посещают школы мам и пап, узнают об особенностях ухода и некоторых потребностях грудничков. Но речевое развитие часто ускользает от внимания. Но оно тесно связано с развитием физическим – Ваш малыш растет, изучает окружающий мир, а ты, ухаживая за ним, даешь ему возможность спокойно подготовиться к новому этапу. Ребенок слушает, что говорят близкие, – и учится. Причем, уже с первых дней жизни.
Возраст: от 0 до 1 месяца
Казалось бы, новорожденный живет в своем мире. Ручки и ножки согнуты или полусогнуты, пальцы сжаты в кулачок. Он не в состоянии держать голову, а большинство движений еще управляются рефлексами. Какая тут речь?
И все же ребенок кричит, плачет, да еще как! Он реагирует на обращенные к нему слова, на интонацию: на ласковую – радуется, замирает, пытается всмотреться; а на резкую – плачет.
Разговаривай с ним каждый раз, когда кормишь, переодеваешь, убаюкиваешь или просто держишь на руках. Общаясь с другими членами семьи или друзьями, помни, что малыш все слышит. Поэтому лучше воздерживаться от выяснения отношений, резкого смеха. Да, пока ребенок не понимает смысла слов, но будет реагировать на резкую речь (вздрагивать, дергаться).
Возраст: от 1 до 3 месяцев
Грудничок учится управлять своим телом. Пальцы иногда разжимаются, например, чтобы обхватить какой-нибудь предмет, хотя это движение часто бывает хаотичным. Он постепенно начинает опираться на руки и на короткое время поднимать голову. В этот период слух его становится чуть острее, постепенно развивается и мимика, что способствует появлению первых звуков.
В вашем доме постоянно включен телевизор или радио? Вот такой шумовой фон грудничку ни к чему: резкие звуки, громкая музыка, сбивчивая речь ведущих, — все это создает нагрузку на нежные ушки. В шуме-гаме малыш не заговорит быстрее: выключайте!
Малыш растет, и появляется первое «гуление»: он издает отдельные звуки и прислушивается к ним («а-а-а», «о-о-о», «м-м-м»). Интересно, что все дети разных стран мира «гулят» одинаково – особенности языковой группы родителей на этом навыке не отражаются.
Сейчас полезно «поговорить на его языке»: старайся повторить звук, который произнес малыш. Такие непродолжительные занятия (длиной буквально в несколько секунд) помогают установить контакт и развить внимательность. В остальное время просто разговаривай ласково, доброжелательно.