Разрешенный прием: как в России усыновить ребенка
Порыв помочь несчастным сиротам возникает у большинства из нас. Большинство из нас не имеют ни малейшего представления о том, как это правильно делать.

В России сейчас примерно 45 тысяч сирот, ожидающих, когда за ними придут хоть какие-то родители. Это на 20 тысяч меньше, чем было десять лет назад, так как детей начали неожиданно разбирать. Страна, которая всегда с настороженностью относилась к усыновлению чужих детей, похоже, решила в этом плане измениться.
И это не может не радовать. Если ты тоже периодически подумываешь о том, чтобы помочь детдому, а то и забрать к себе домой какую-нибудь мелочь и вырастить ее достойным человеком, то, возможно, нижеследующая информация тебя заинтересует.
Кто может и кто не может взять на воспитание ребенка
Чтобы стать приемным родителем, не надо практически ничего. Можно не иметь жены, одинокому мужчине тоже выдадут ребенка без проблем. Не нужно иметь седой бороды, усыновителем или опекуном вполне можно стать с 18 лет. Не нужны златые горы, достаточно справки о получении скромной зарплаты, да и ту не всегда требуют. Не нужна даже обширная жилплощадь, достаточно небольшой комнаты в коммуналке, например.
Важнее то, чего у тебя не должно быть:
✖ некоторых заболеваний — например, ВИЧ или открытой формы туберкулеза. (Кстати, борьбу за право людям с ВИЧ быть усыновителями сейчас вовсю ведут правозащитные организации, так как, если человек принимает терапию, он никого заразить не может, даже если будет заливать своей кровью все поверхности в доме);
✖ судимости за насильственные преступления;
✖ лишения родительских прав в отношении собственных детей;
✖ учета в псих- и наркодиспансерах;
✖ нетрадиционной сексуальной ориентации — геям, лесбиянкам и трансгендерам детей выдавать не положено;
✖ восьми детей — своих и приемных. Если у тебя уже есть восемь несовершеннолетних детей на воспитании, больше тебе не дадут.
Кроме того, нужно будет несколько месяцев посещать два раза в неделю ШПР — школу приемных родителей. Такие школы есть во всех регионах, и обучение там не так бессмысленно, как может показаться, поскольку в приемном родительстве есть масса подводных камней.
После обучения, получив направление из ШПР, уже можно идти в местные органы опеки или заходить в общероссийскую базу детей, ищущих родителей, и выбирать себе воспитанников.

Какие бывают дети
Белокурую новорожденную девочку, дочку трагически погибших в авиакатастрофе профессора и балерины, в детском доме обнаружить практически нереально. Дети из благополучной среды, к счастью, сиротами становятся редко, а если такое и происходит, то их немедленно усыновляют бабушки, дедушки, тети, дяди и друзья семьи. Девочки-тинейджеры из хороших семей, забеременевшие от одноклассника (спортсмена и красавца), в нашей малорелигиозной стране практически в ста процентах случаев делают аборт, а если вдруг паче чаяния беременность сохраняют, то с младенцем будут возиться дедушки и бабушки с обеих сторон — ни о каких детских домах тут тоже речи не идет.
Большинство детей, которые оказываются в детдоме, были рождены вполне маргинальными родителями, потому что у нас не война и не зона стихийного бедствия. Поэтому ребенок в детском доме — это чаще всего дитя алкоголиков, уголовников, людей с тяжелыми социальными и ментальными проблемами и так далее. Здоровые, социально адаптированные матери, конечно, иногда тоже отказываются в роддомах от здоровых новорожденных — всякое в жизни бывает. Но это большая редкость, и на таких младенцев стоит очередь, которая может тянуться годами. Чаще всего здоровых новорожденных оставляют трудовые мигрантки из среднеазиатских республик, так как патриархальные нравы их родины не приветствуют, когда девушка возвращается с заработков с пищащим кульком. Младенцы с ярко выраженной азиатской внешностью тоже идут нарасхват, так как на новорожденных, особенно девочек, самый большой спрос. Мальчиков всех возрастов традиционно берут хуже. Большинство потенциальных усыновителей мечтают именно о дочках, так как с девочкой, если что-то пойдет не так и дитя унаследует социальную программу биологических родителей, меньше риска с точки зрения обывателя. Все-таки девочки реже гоняются за домочадцами с топором, и вообще девочки как-то приятнее и миловиднее, а еще им можно косички заплетать.

Итак, чаще всего в детдома попадают следующие дети:
1. Дети с тяжелыми заболеваниями, от которых родители отказались при рождении или сразу после обнаружения серьезной болезни (это ДЦП, муковисцидоз, аутизм, синдромы Дауна, бабочки, кошечьего крика и прочие генетические проблемы и пороки внутриутробного развития). Сейчас детей с тяжелыми патологиями рождается несколько меньше, чем лет пятнадцать назад, так как лучше стал мониторинг беременных и большинство женщин решают прервать беременность в случае серьезных болезней плода. И тем не менее дети-инвалиды чаще прочих оказываются сиротами на государственном попечении. Неродственное (то есть не кровными родственниками) усыновление детей — тяжелых инвалидов — большая редкость, а вот под опеку или в приемную семью больных детишек берут довольно часто, так как государство берет на себя расходы по лечению и уходу за этими детьми и выплачивает родителям относительно приличное пособие, помогающее им растить тяжелого ребенка. Так что нередко это становится своего рода благородной профессией: человек берет на воспитание двух-трех больных детей, получает на них пособие и может больше не работать, а тратить все время и силы на уход за ними. Не то чтобы такие приемные родители шиковали и питались черной икрой, но, по крайней мере, они могут реализовать себя в любви к детям, не сходя с ума от отсутствия денег на лекарства, еду и одежду. Все в выигрыше.
2. Дети с менее серьезными болезнями, которых тем не менее не жаждут разбирать из роддомов и домов малютки, так как большинство усыновителей все-таки предпочитают здоровых детей. Больные почки, заячья губа, ВИЧ, задержка психоречевого развития, диабет, заикание и тому подобное. У ребенка с такими диагнозами шанс оказаться в семье не слишком велик. Но часто усыновители, берущие тяжелого-претяжелого ребенка, через пару лет снимают большинство, а то и все его диагнозы. Дело в том, что в некоторых детдомах любят выбивать из врачей страшные диагнозы воспитанникам, поскольку чем болезненнее малютка, тем больше средств детдом получает от государства на его выращивание.
3.