Pussy Riot по-польски. Как в центре Евросоюза судят активисток за «радужную Богородицу»

13 января в Польше начался судебный процесс над тремя ЛГБТК-активистками за «оскорбление религиозных убеждений». Правозащитницам грозит два года лишения свободы за постеры Девы Марии с радужным нимбом. События напоминают о процессе над Pussy Riot, но если тогда слушания и сам приговор вызвали общественный резонанс во всем мире, то польское дело почти не освещается в СМИ. «Сноб» поговорил с одной из активисток, находящейся под следствием, и рассказывает, как идет процесс, что стоит за статьей «Оскорбление религиозных убеждений» в России и Польше и как последняя превратилась в самую гомофобную страну Евросоюза.
Акция правозащитниц прошла в польском Плоцке весной 2018 года. Утром 29 апреля Эльжбета Подлесна, Анна Прус и Йоанна Гзыра-Искандар расклеили на зданиях, мусорных баках, дорожных знаках и передвижных туалетах вокруг костела Святого Доминика плакаты с изображением Ченстоховской иконы Божией Матери с радужным нимбом. Так женщины выразили поддержку ЛГБТК-сообществу после того, как в костеле разместили инсталляцию в виде креста в окружении смертных грехов, где в один ряд с «ненавистью», «ложью» и «агрессией» поставили «ЛГБТ», «гендер», «гомо-извращения».

Через неделю полиция пришла с обыском к Эльжбете, изъяла электронную технику и арестовала ее. В июле 2020 года официальные обвинения предъявили всем трем активисткам. Незадолго до этого президент Польши Анджей Дуда заявил, что он против некой «идеологии ЛГБТ», которая «хуже коммунизма». Журналистка, редакторка единственного в России ЛГБТК-издания «Открытые» Мария Лацинская в комментарии «Снобу» сказала, что «если заменить “идеология” на “пропаганда”, то мы увидим Польшу близняшкой России».

«Двушечка» по-польски
Избежать сравнения польского и русского процессов и правда сложно. Три активистки под следствием, Богородица, которую женщины обеих стран выбрали лицом своих мирных акций, бурная реакция политиков и церкви, обвинения в оскорблении чувств верующих. Наконец, то, как проходят слушания в суде, кажется чем-то абсурдным и совершенно неуместным в XXI веке.
Активистка Анна Прус рассказывает «Снобу», что первое слушание длилось около восьми часов. Когда женщины приехали в суд, на улице их уже ждали активисты и правозащитники с постерами «радужной Богородицы». Точно так восемь лет назад в России поддерживали участниц Pussy Riot плакатами с опальной фразой «Богородица, Путина прогони».
«Из-за пандемии в здание суда никого не пустили, все кафе вокруг были закрыты, но люди ждали нас на улице и поддерживали все это время, согреваясь горячим чаем и пиццей из доставки. Мы безумно нервничали до начала слушания, но люди у здания суда и все те, кто писал нам слова поддержки из разных стран, очень помогли нам. Своей акцией мы хотели поддержать квир-сообщество, а теперь оно поддерживает нас. Это что-то удивительное», — говорит Прус.