“Спаситель мира” пропал?

EsquireКультура

«Последний да Винчи» или Главная арт-афера XXI века: что известно о «Спасителе мира», самой дорогой картине в истории

Когда на рынке возник “Спаситель мира” — еще одна работа, приписываемая Леонардо да Винчи, так называемая “мужская “Мона Лиза”, шумиха поднялась серьезная. Понятно, что перспектива получить в частную или публичную коллекцию работу великого миланца выпадает раз в жизни. И вот “Спаситель мира”, проданный на аукционе Christie's в Нью Йорке за рекордные $450 млн, пропал… Или нет? Esquire попросил Анастасию Ландер помочь в этом разобраться.

Ежедневно в Лувре толпы людей выстраиваются в очередь, чтобы посмотреть на Мону Лизу, надежно забранную пуленепробиваемым стеклянным саркофагом с климатическим контролем. Одна эта картина обеспечивает экономике Франции около €82 миллионов ежегодно (такую калькуляцию приводит в 2018 году Vanity Fair на основе попавшего в прессу отчета Министерства культуры Франции). Мона Лиза – одна из 16 картин Леонардо да Винчи, о существовании которых нам точно известно, и все они находятся в публичных собраниях. Поэтому когда на рынке возник “Спаситель мира” — еще одна работа, приписываемая великому миланцу, так называемая “мужская “Мона Лиза”, шумиха поднялась серьезная. Понятно, что перспектива получить в частную или публичную коллекцию работу да Винчи выпадает раз в жизни. И вот “Спаситель мира”, проданный 15 ноября 2017 года на вечернем аукционе Christie's в Нью Йорке за рекордные $450 312 500, пропал… Или нет? Esquire попросил Анастасию Ландер помочь в этом разобраться.

Legion Media

Что такое вообще “Спаситель мира”? Это прямоугольная картина размером 65,7 x 45,7 см, написанная маслом на доске примерно в 1500 году. На картине по пояс изображен мужчина с длинными вьющимися волосами в небесно-голубом одеянии — Иисус Христос, — держащий в левой руке хрустальную сферу, а двумя пальцами правой руки как бы благословляющий зрителя. Лик Спасителя стилистически и внешне похож на лицо Моны Лизы — безусловно, это портретное сходство и становится первым аргументом в пользу атрибуции работы Леонардо да Винчи.

Когда речь заходит о произведениях искусства, первый вопрос, которым следует задаться, звучит так: “А какой провенанс?” Провенанс — это происхождение работы, вся ее история, в идеале — от создания до сегодняшнего дня. Кто автор, продал он ее кому-то или подарил, как дальше работа переходила из рук в руки, нет ли слепых пятен (например, отсутствия сведений в период с 1939 по 1946 год, что могло бы указывать на нацистский трофей), не опущены ли сведения о купле-продаже. Второй вопрос — это изучение отчета о состоянии работы: есть ли повреждения, были ли они отреставрированы, кто делал реставрации и как (профессиональные реставраторы всегда документируют свою работу как с технической, так и с этической точки зрения). Надо отметить, что каждому владельцу ценного произведения искусства рекомендуется исследовать провенанс и отчеты о состоянии с нуля, поскольку нет гарантий, что на какой-то из стадий биография работы не была отредактирована.

Если посмотреть на провенанс “Спасителя” (он доступен в каталоге Christie's), то работа предстает перед нами обладательницей весьма трудной судьбы. Тот факт, что Леонардо писал “Спасителя мира”, известен искусствоведам давно: в 1650 году знаменитый гравер Вацлав Холлар сделал с картины с таким сюжетом и композицией копию, подписал и отметил Леонардо как автора оригинала. Ученики и последователи да Винчи (так называемые леонардески) также делали со “Спасителя мира” дошедшие до нас копии, а в Британской королевской коллекции в Виндзоре хранятся подготовительные наброски Леонардо, на которых сангиной изображены различные детали одеяния Христа. Кроме того, картина с таким сюжетом и да Винчи как ее автор упоминаются в описи произведений искусства, принадлежавших Карлу I (опись составили люди Оливера Кромвеля по итогам продажи коллекции гильотинированного короля).

Гравюра Вацлава ХоллараTrustees of the British Museum Trustees of the British Museum
Наброски Леонардо да Винчиrct.uk rct.uk

В провенансе проданной Christie's картины c 1650 до 1958 года — наследования различными аристократическими отпрысками и не слишком выгодные перепродажи, поскольку в некий момент работа приписывалась леонардескам. В 1958 году “Спаситель” уходит с молотка как работа ученика Леонардо — Больтраффио — на лондонском Sotheby's за GBP 45 и отправляется в США. Там, как пишет в своей книге о Леонардо да Винчи профессор Мартин Кемп, спустя полвека, когда с ней могло происходить что угодно, она всплывает в 2005 году на некоем луизианском аукционе. Ее покупают через посредников два нью-йоркских дилера: Роберт Саймон и Александр Пэрриш, которым кажется, что это вполне может быть настоящий Леонардо. Работа в тот момент находится в сложном состоянии — на лике Спасителя много отсебятины от предыдущих реставраций (например, появились игривые усы и эспаньолка), оригинальная ореховая доска треснула, ее повело, часть краски провалилась в трещины, дерево изрядно исчервлено. “Спасителя” отдают в руки Дианы Дуайр Модестини, консерваторки и реставраторки нью-йоркского Института изящных искусств, а на многочисленные консилиумы по атрибуции приглашают именитых искусствоведов и леонардоведов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самые знаковые модные выходы Эммы Уотсон — от образа современной принцессы до активизма Самые знаковые модные выходы Эммы Уотсон — от образа современной принцессы до активизма

Рассматриваем самые красивые, интересные и важные наряды Уотсон

Esquire
Все равно «Депо» Все равно «Депо»

Фудмолл «Депо» претендует на то, чтобы стать центром общественной жизни

Эксперт
«Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной» «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной»

Почему для выживания людям, вероятно, потребуется расселиться за пределы Земли

N+1
Самые богатые владельцы спортивных команд 2019. Рейтинг Forbes Самые богатые владельцы спортивных команд 2019. Рейтинг Forbes

Топ-10 богатейших владельцев спортивных команд

Forbes
Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс

«Год в земном звездолете»: что это за эксперимент и почему СССР его скрывал?

ТехИнсайдер
Точно в середину Точно в середину

Volvo XC40 — машина нейтральная и соответствующая всем запросам потребителей

4x4 Club
Кончилась пленка, мотай: компакт-кассета снова в игре Кончилась пленка, мотай: компакт-кассета снова в игре

Этот пришелец из 1960-х продолжает пользоваться устойчивым спросом!

Популярная механика
Коммерческий диагноз Коммерческий диагноз

Есть у гинекологов любимые инфекции – уреаплазма, микоплазма, гарднерелла и ВПЧ

Лиза
Что заказывать в ресторане Bottarga, чтобы почувствовать вкус лета Что заказывать в ресторане Bottarga, чтобы почувствовать вкус лета

Звездный средиземноморский десант Аркадия Новикова и Алексея Васильчука

GQ
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Для чего во Франкфурте-на-Майне восстановили средневековый облик центра города

Forbes
Не звони мне на ключ Не звони мне на ключ

Смартфон сегодня — наше все

Quattroruote
Акулы пера Акулы пера

Ольга Бузова больше не плачет в подушку, а Алексей Чумаков игнорирует дураков

StarHit
Илья Репин. В плену страстей Илья Репин. В плену страстей

История жизни Ильи Репина

Караван историй
Зима уже здесь Зима уже здесь

Эмилия Кларк опоздала на съемки, приклеившись к сиденью унитаза

StarHit
Почему в XXI веке, когда люди летают в космос, соборы все еще горят (и что ждет Нотр-Дам теперь) Почему в XXI веке, когда люди летают в космос, соборы все еще горят (и что ждет Нотр-Дам теперь)

Почему полеты в космос не помогают человечеству тушить пылающие памятники

Esquire
Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Вредно ли безалкогольное пиво и отличается ли оно чем-то от обычного? Вредно ли безалкогольное пиво и отличается ли оно чем-то от обычного?

Действительно ли безалкогольное пиво не содержит алкоголя?

Playboy
Чему Gucci научились после скандала с блэкфейсом Чему Gucci научились после скандала с блэкфейсом

Генеральный директор Дома Гуччи рассказал о борьбе с расизмом в компании

Vogue
Особый взгляд Особый взгляд

В этом году на Биеннале в Венеции как никогда мощное представительство женщин

Vogue
7 признаков, что вы не готовы дружить с бывшим 7 признаков, что вы не готовы дружить с бывшим

После расставания часто возникает искушение остаться друзьями

Psychologies
Психология симулянтов: что заставляет людей притворяться тяжелобольными? Психология симулянтов: что заставляет людей притворяться тяжелобольными?

Почему некоторые люди готовы притворяться, будто тяжело больны

Psychologies
Спец расскажет… Как выигрывать технику в интернете Спец расскажет… Как выигрывать технику в интернете

Как выиграть смартфон в конкурсе в интернете?

CHIP
Мания величия Мания величия

Почему нужно было ждать целых 13 лет, чтобы сделать большой внедорожник

4x4 Club
Два товарища. Что сближает Ленина и Гитлера, кроме дат рождения? Два товарища. Что сближает Ленина и Гитлера, кроме дат рождения?

Нацизм и коммунизм воплощались в жизнь на единой предпосылке

СНОБ
Бабушка vs система Бабушка vs система

Как тверская пенсионерка меняет страну с помощью одиночных пикетов

Русский репортер
На все руки На все руки

Архитектор Марио Беллини — о Москве, актуальном дизайне и Стиве Джобсе

SALON-Interior
Больше никакого рок-н-ролла: как убивали «Американских богов» (разбор второго сезона «Американских богов») Больше никакого рок-н-ролла: как убивали «Американских богов» (разбор второго сезона «Американских богов»)

Ко второму сезону сериал превратился в одинокий пикет дома престарелых

Esquire
Кумир скромных миллионеров Кумир скромных миллионеров

Полноразмерный кроссовер Audi Q7 комфортен, технологичен и капризен

4x4 Club
Катя возвращается — и ее спасли вы! Катя возвращается — и ее спасли вы!

Такие пациенты, как Катя Фролова, встречаются хорошо если раз в несколько лет

Cosmopolitan
«Я начал терять скорость». Галицкий впервые рассказал, почему продал «Магнит» «Я начал терять скорость». Галицкий впервые рассказал, почему продал «Магнит»

Сергей Галицкий назвал три причины, почему он так внезапно продал свой бизнес

Forbes
Открыть в приложении