На 2 мая 1945 года вермахт еще располагал многочисленными группировками

Популярная механикаИстория

Последние бои Второй Мировой: Берлин, Бреслау, Прага

Алексей Исаев

Несмотря на разгром и даже рассечение Германии надвое, на 2 мая 1945 года вермахт еще располагал многочисленными и способными к организованному сопротивлению группировками. Прежде всего речь идет о группах армий «Центр» и «Австрия» (бывшая ГА «Юг») в Чехословакии и Австрии. Их судьба стала предметом обсуждения «правительства» нового рейхсканцлера К. Деница, получившего формальную власть в стране.

Настроения у свежеиспеченного правительства были, прямо скажем, боевые. В его «Дневнике совещаний» указывалось: «необходимо всеми средствами продолжать борьбу на Восточном фронте». Проводилась политика «капитуляции только на Западном фронте». Причем поначалу всерьез обсуждался вопрос о… политических преимуществах удержания территории на востоке. Судьба двух групп армий деликатно именовалась «богемским вопросом». Решение об отводе войск не было принято по крайней мере до 4 мая. Вообще нельзя не отметить перио­да некоей задумчивости и даже ступора со стороны нового правительства бьющегося в агонии Третьего рейха.

Уже после падения Берлина вооруженные столкновения между Советской армией и вооруженными силами Германии продолжались, и последнюю неделю войны на море и на суше трудно назвать бескровной.

Последние бои на море

Пожалуй, наиболее драматичным стало развитие событий в первую декаду мая 1945 года на море. 3 мая 1945 трагедия разыгралась в порту Любека, где английские истребители-бомбардировщики «Тайфун» потопили немецкий теплоход «Кап Аркона». На борту судна, превращенного в плавучую тюрьму, находились эвакуируемые заключенные конц­ла­ге­рей. Погибло более 5000 человек, что сделало потопление «Кап Арконы» одной из крупнейших катастроф на море в ходе Второй мировой войны.

Советские летчики в те же дни отметились атаками по крупным боевым кораблям. Наступление 2-го Белорусского фронта привело к изоляции группировки немецких войск в Свинемюнде. Последней надеждой немцев здесь стала эвакуация морем в Копенгаген. Отряд боевых кораблей во главе с учебным линкором «Шлезиен» был обнаружен самолетами-разведчиками на рейде Свинемюнде еще 1 мая. Однако погодные условия 2−3 мая не благоприятствовали действиям авиации. Утром 4 мая «Шлезиен» подорвался на британской донной мине и сел носом на грунт. Советское командование об этом, разумеется, не знало и направило для атаки кораблей в Свинемюнде самолеты авиагруппы из Кольберга. В нее входили «Бостоны» в качестве торпедоносцев и топмачтовиков (топмачтовик — самолет, способный наносить бомбовые удары с применением эффекта рикошетирования бомб от водной глади), а также штурмовики Ил-2 (24 Ил-2, 11 А-20 «Бостон» в сопровождении 12 Як-9). Удары с воздуха по «Шлезиену» трудно назвать идеальными — в условиях неглубокой бухты торпеды зарывались в грунт, а попадание бомбы было всего одно. Ввиду скорого оставления порта «Шлезиен» был вскоре после атак с воздуха взорван немцами. Реальным успехом советских пилотов в этих налетах стал добитый топмачтовиками миноносец Т-36, который ранее подорвался на мине, но к моменту атаки уже передвигался самостоятельно. В атаках на Свинемюнде один «Бостон» был потерян (машина лейтенанта Линника в атаке на «Шлезиен»), три А-20 и четыре Ил-2 получили повреждения. 5 мая уже у острова Борнхольм летчики нагнали уходивший из Свинемюнде эсминец Z-34, но по невыясненным причинам от атаки отказались.

В восточной части последние дни войны прошли в небольших, не жестоких схватках. Этому способствовали амбициозные задачи, поставленные командованием сторон. Во-первых, нарком ВМФ Н.К. Кузнецов 4 мая отдал приказ готовиться к высадке десантов на острова Борнхольм и Рюген. Если бы боевые действия продолжались, то 15 мая был бы высажен десант на эти острова. Соответственно, началось перебазирование в порты Померании. Во-вторых, гросс-адмирал Карл Дениц отказался от стратегии Гитлера на удержание Курляндии и островков сопротивления в Восточной Пруссии и предпринял заметную по масштабам акцию по эвакуации людей морем из этих «медвежьих углов» Восточного фронта. Причем не обошлось без разброда и шатаний: 3 мая Дениц отдал приказ о самозатоплении кораблей Кригсмарине, а 5 мая его отменил. Приказ успели выполнить эсминец Z-43, миноносцы Т-8 и Т-9 и 88 подводных лодок.

К моменту получения приказа Деница на эвакуацию на косе Хель и в устье Вислы насчитывалось 225 000 человек военнослужащих вермахта и 26 000 гражданских лиц. Из этого числа 150 000 находились непосредственно на косе Хель, а оставшиеся — в устье Вислы. Сюда они были вытеснены в ходе мартовского наступления 2-го Белорусского фронта. Имеющимися в распоряжении Кригсмарине силами можно было вывезти лишь малую часть этой массы людей.

В ночь с 5 на 6 мая у маяка Риксхефт отряд советских катеров МО столкнулся с немецким конвоем, следовавшим в Данцигскую бухту. «МОшки» были обнаружены радаром миноносца Т-28. Вырванные из темноты блеклым светом осветительного снаряда, советские катера были немедленно обстреляны, в результате фатальные повреждения получил катер МО-595. Погибли 12 человек, включая командира отряда охотников В.Н. Боголюбского. На обратном пути конвоя с остова катера немцы сняли и взяли в плен семь советских моряков, впоследствии переданных в Копенгагене англичанам.

Несмотря на разгром и даже рассечение Германии надвое, на 2 мая 1945 года вермахт еще располагал многочисленными группировками. Прежде всего речь идет о группах армий «Центр» и «Австрия» (бывшая ГА «Юг») в Чехословакии и Австрии.

Всего с косы Хель боевыми кораблями Кригсмарине (семь эсминцев и пять миноносцев) было снято 7 мая 1945 года около 20 000 человек. Еще несколько тысяч человек были вывезены 8 мая. Оставшиеся вскоре сдались в плен.

В куда худшем положении (хотя бы ввиду отдаленности от Дании) находилась группа армий «Курляндия». Оставленный волей Гитлера немецкий плацдарм в Прибалтике к маю 1945 года насчитывал более 230 000 военнослужащих вермахта. Имеющийся тоннаж транспортного флота не позволял перевезти и четверти их состава, эвакуация затянулась бы на недели. Это, собственно, стало одной из причин того, что ГА «Курляндия» не была вывезена морем, из нее лишь по мере необходимости изымались отдельные соединения. Собрав все плавсредства — рыболовные суда, шхуны и буксиры, — удалось вывезти всего 11 400 человек из Либавы (Лиепаи) и 5500 из Виндавы (Вентспилса). Они были разбиты на пять конвоев, четыре в Либаве и один в Виндаве, и покинули порты вечером 8 мая.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уравнение шансов. Как работают российские лотереи Уравнение шансов. Как работают российские лотереи

Шесть лет назад в России запретили все негосударственные лотереи

СНОБ
Шанс «Северного потока — 2». Меркель призвала ЕС не полагаться на помощь США Шанс «Северного потока — 2». Меркель призвала ЕС не полагаться на помощь США

Канцлер Германии сделала свои заявления

Forbes
Красками из радуги: как рисовать поляризованным светом Красками из радуги: как рисовать поляризованным светом

Поляризованный свет в XXI веке облюбовали художники и фотографы

Популярная механика
Квантовая криптография: что это такое? Квантовая криптография: что это такое?

Каковы перспективы квантовой криптографии в области дальней связи?

Популярная механика
Круче Волочковой: как развить гибкость в домашних условиях Круче Волочковой: как развить гибкость в домашних условиях

Знакомься со списком правил, которые помогут тебе стать гибкой и спортивной

Cosmopolitan
Алкогений: Бон Скотт Алкогений: Бон Скотт

У него был лучший голос, одно яйцо и редкий дар запивать джин молоком

Maxim
«Молод душой»: 8 секретов вечной юности «Молод душой»: 8 секретов вечной юности

Физическое старение — естественный процесс, духовное — вопрос выбора

Psychologies
Легализация отходов Легализация отходов

Мусор – древнейший спутник цивилизации. Пора его изучить, понять и простить

Maxim
Совсем как унитаз: отечественные звезды с самыми белоснежными зубами Совсем как унитаз: отечественные звезды с самыми белоснежными зубами

Кто из представителей шоу-бизнеса не знает меры и «сверкает» зубами ярче унитаза

Cosmopolitan
Культурная программа для модницы на эти выходные в Москве Культурная программа для модницы на эти выходные в Москве

Развлечения на любой вкус

Vogue
Культурный код. Винзавод показывает в Третьяковке искусство XXI века Культурный код. Винзавод показывает в Третьяковке искусство XXI века

Как сделать бизнес на искусстве, и почему искусство — не бизнес

Forbes
Как британские принцы одевались на свои свадьбы с 1893 года Как британские принцы одевались на свои свадьбы с 1893 года

Разнообразие небольшое – или фрак, или мундир

GQ

Первый в мире арктический ледокол обошелся Российской империи в крупную сумму

Популярная механика
«Мой сын готов продолжать мое дело». Последнее интервью миллиардера Георгия Генса «Мой сын готов продолжать мое дело». Последнее интервью миллиардера Георгия Генса

Георгий Генс о коллекционировании, спорте и воспитании детей

Forbes
Высокое положение Высокое положение

Esquire проводит день в небоскребах, пытаясь понять их обитателей

Esquire
Стиль Дональда Гловера Стиль Дональда Гловера

Спасибо стилисту и самоиронии

Esquire
Тест и обзор проектора Epson EH-TW650: люди, это хит! Тест и обзор проектора Epson EH-TW650: люди, это хит!

Маленький, да удаленький недорогой проектор

CHIP
Новые горизонтали нефтедобычи Новые горизонтали нефтедобычи

«Геонавигационные технологии» успела предложить нефтяникам отечественное ПО

Эксперт
Крымское похмелье. Зачем Путину нужен мост через Керченский пролив Крымское похмелье. Зачем Путину нужен мост через Керченский пролив

Ультрадорогой мост из Краснодарского края на Крымский полуостров открыли 15 мая

Forbes
Кудрин должен совершить маленькое чудо. Зачем России новый глава Счетной палаты Кудрин должен совершить маленькое чудо. Зачем России новый глава Счетной палаты

Назначение Алексея Кудрина главой Счетной палаты прошло достаточно буднично

СНОБ
Детский лагерь: жить в стае Детский лагерь: жить в стае

Новые друзья, новый опыт, неизведанное еще чувство свободы…

Psychologies
10 немецких автомобилей, о которых вы не знали (часть 3) 10 немецких автомобилей, о которых вы не знали (часть 3)

Продолжаем изучать малоизвестные страницы мирового автомобилестроения

Популярная механика
По следам Абрамовича: у кого еще возникнут проблемы с британскими визами По следам Абрамовича: у кого еще возникнут проблемы с британскими визами

Инвесторам, проводящим много времени в Великобритании, стоит побеспокоиться

Forbes
Новые приоритеты: почему в России закрыли производство Lada Priora Новые приоритеты: почему в России закрыли производство Lada Priora

Бывший флагман «АвтоВАЗа» давно и безнадежно устарел

Forbes
Большая игра Большая игра

Актер Никита Панфилов тестирует обновленный суперкар Nissan GT-R

OK!
Портфельные инвестиции Портфельные инвестиции

Макс Поу раздвигает рамки дресс-кодов

The Rake
Как купить правильный ПК: от мини до «башни» Как купить правильный ПК: от мини до «башни»

Рассказываем о преимуществах и недостатках самых распространенных типов корпусов

CHIP
Гид по тканям: как выбрать лучшее Гид по тканям: как выбрать лучшее

Состав материала не всегда говорит о его свойствах

Популярная механика
«Драма как по Гамлету — Шестеркин или Кошечкин?!» Три причины, почему Россия победила словаков «Драма как по Гамлету — Шестеркин или Кошечкин?!» Три причины, почему Россия победила словаков

Сборная России обыграла Словакию

Maxim
Угадай, как далеко можно пойти по прямой, никуда не сворачивая? Угадай, как далеко можно пойти по прямой, никуда не сворачивая?

Каким может быть самый длинный прямой пешеходный маршрут

Maxim
Открыть в приложении