Новости науки и технологий

Популярная механикаHi-Tech

Техпарад

Там, где спят корабли

Археологи, изучавшие изменения уровня черного моря, неожиданно открыли целое подводное кладбище. Глубоко на дне близ побережья Болгарии прожектор их беспилотной субмарины выхватил из темноты останки десятков кораблей. Некоторым из них больше тысячи лет – это великолепно сохранившиеся памятники империям прошлого.

• Имя: Джон Адам
  • Работа: директор Центра морской археологии Саутгемптонского университета
  • Город: Саутгемптон, Великобритания

«Мы занимаемся очень актуальной темой, связанной с повышением уровня моря, с оценками скорости этого процесса и его влияния на людей, живущих у побережья Черного моря», – говорит профессор Джон Адамс, возглавляющий проект Black Sea Maritime Archaeology (MAP). Экспедиция Black Sea MAP 2016 была организована совместно с учеными из Болгарии, Швеции и других стран. Исследователям удалось арендовать корабль Stril Explorer, который используется для обслуживания глубоководных коммуникаций и нефтедобывающих платформ, а также пару беспилотных субмарин с дистанционным управлением, одна из которых во время очередного погружения и наткнулась на первое судно. «Когда я увидел корабельную снасть, я не поверил своим глазам», – говорит морской археолог Родриго Пачеко-Руис.

Следом – одни за другими – ученым стали открываться и другие корабельные останки, суда византийские и оттоманские, полные (как надеются ученые) старинных артефактов, давно ждущих историков. Подводные беспилотники позволили провести детальную съемку и после фотограмметрической обработки получить псевдотрехмерные изображения судна, затонувшего где-то между XVII и XIX веком. Всего же их было обнаружено 44, хотя археологи уверены, что рядом скрывается еще больше.

Черное море тысячелетиями предоставляло пути для торговли между странами и континентами, связывая Восточную Европу и Балканы с Закавказьем и Турцией. Здесь проходила дорога «из варяг в греки», здесь пролегали маршруты многих торговцев, двигавшихся Шелковым путем из Китая и в Китай – эти воды должны скрывать настоящие сокровища. Впрочем, Черное море – далеко не единственный регион, в котором работает команда профессора Адамса. Аналогичные проекты реализуются близ побережья Великобритании и в Балтике; быть может, и они принесут новые археологические сюрпризы.

Подводный аппарат Surveyor Interceptor

• разработан: Reach Subsea (Норвегия) MMT и Kystdesign (Швеция)
  • собственный вес: 4 т
  • принимает на борт: до 700 кг оборудования
  • 220-сильный электродвигатель
  • скорость под водой: до 8 узлов (15 км/ч)
  • оснащен: эхолокатором, сонарами и лазерными инструментами для построения карт, фонарями и камерами для съемки

Всесезонный ураган

Необычная геометрическая форма ураганного шестиугольника не имеет точного объяснения. Предполагается, что она возникла под действием особо быстрых потоков ветра, дующих над приполярными широтами Сатурна.

Знаменитый «шестигранный» ураган у северного полюса Сатурна меняется вместе со сменой местных сезонов.

На снимках, сделанных работающим на орбите Сатурна зондом Cassini между 2012 и 2016 годом, хорошо видны сезонные изменения. Год здесь длится почти 30 земных лет, и за это время поздняя весна успела смениться разгаром лета: равноденствие состоялось в 2009 году, а летнее солнцестояние ожидается в мае 2017-го. Поэтому и «гигантский гексагон» – ураган, насчитывающий до 25 000 км в поперечнике и не менее 100 км в высоту – за этот период стал из голубовато-зеленого золотисто-желтым. Астрономы связывают это с накоплением в атмосфере аэрозольных частиц, которые образуются в результате фотохимических реакций под действием относительно яркого летнего Солнца. При этом сам ураган сдерживает доступ этих частиц внутрь, так что оттенок его оказывается чуть более бледным, чем у окружающих облаков в районе северного полюса.

Умная материя Умная материя

Армия нанороботов сделает нашу жизнь окончательной фантастикой

Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Огонь, вода и нанотрубки Огонь, вода и нанотрубки

В Новосибирске идет работа, которая полностью изменит наше будущее

Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Цифровое творчество Цифровое творчество

Как привить детям любовь к созиданию, а не потреблению

Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

Игра в войну Игра в войну

Скоро служба в армии станет не менее интересна, чем игра в Counter-Strike

Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире

Что раньше строили на месте крупных трагедий в России и мире

Что лучше, открыть окно или включить кондиционер? Что лучше, открыть окно или включить кондиционер?

Казалось бы, зачем использовать кондиционер, если можно опустить окно...

Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов

Собрали все параметры складных столов для пикников, имеющие значение

Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются 2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются

Зачем нарциссы возвращаются к своим бывшим снова и снова?

Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество

Ученые проследили ударную волну сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество

Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

Выброшенные деньги: выпускники вузов все чаще не могут найти работу по профилю Выброшенные деньги: выпускники вузов все чаще не могут найти работу по профилю

Насколько важно для недавних студентов найти «правильную» работу

«Системное угнетение мужчин»: инцел рассказал, в чем еще «виноваты» женщины «Системное угнетение мужчин»: инцел рассказал, в чем еще «виноваты» женщины

Делимся главными моментами из непростого разговора о сексе и женщинах

Осторожно, дверцы закрываются Осторожно, дверцы закрываются

На что прежде всего нужно обратить внимание, выбирая идеальный шкаф?

Заряд бодрости. 7 фруктов, которые лучше всего есть на завтрак Заряд бодрости. 7 фруктов, которые лучше всего есть на завтрак