Происхождение власти, процветания и нищеты

kiozk originalsОбщество

Почему одни страны богатые, а другие бедные

Происхождение власти, процветания и нищеты

Авторы: Дарон Аджемоглу – американский экономист армянского происхождения. Профессор на кафедре прикладной экономики Массачусетского технологического института, член Американской академии искусств и наук и Национальной академии наук США. Относится к числу 10 самых цитируемых экономистов мира; и Джеймс Робинсон – британский экономист и исследователь в области политики, профессор Школы публичной политики имени Харриса в Университете Чикаго. Основные научные интересы – сравнительный экономический анализ и политическое развитие в долгосрочном периоде, в частности процессы в Латинской Америке и Африке южнее Сахары

0:00 /
1432.577

Аджемоглу и Робинсон также являются авторами книги «Экономические истоки диктатуры и демократии».

Для кого эта книга?

Карл Маркс свято верил в то, что производственные отношения и экономическая структура являются базисом экономики во всех социумах. А разные формы общественного сознания, включая религию, философию и политико-правовое устройство – надстройкой. И хотя многие идеи марксизма актуальны и по сей день, большинство современных ученых сходятся во мнении, что политический режим и правовое поле первичны по отношению к экономике. Чем эффективнее работа институтов власти в конкретной стране, чем выше там уровень демократии, тем лучше и стремительнее развивается ее экономика. «Почему одни страны богатые, а другие бедные» – возможно, самая известная научно-популярная книга на эту тему. Мы советуем ее к прочтению всем, кто хочет разобраться в вопросе политико-экономических взаимосвязей.

Чем же вызвано экономическое неравенство?

Книга «Почему одни страны богатые, а другие бедные» – это исследование причин экономического неравенства. Авторы приходят к выводу, что экономическая обстановка в той или иной стране обусловлена ее политическим развитием, а не географией, климатом или другими культурными факторами. Элиты в слаборазвитых странах намеренно грабят свой народ и держат его в нищете – считают Аджемоглу и Робинсон.

Они противопоставляют два типа институтов: экстрактивные – направленные на исключение большей части общества из процесса принятия политических решений и распределения доходов, и инклюзивные – направленные на включение максимально широких слоев общества в экономическую и политическую жизнь.

Приведем пример из книги. Город Ногалес наполовину находится на территории Мексики и наполовину – на территории Соединенных Штатов. Люди, живущие в американской части Ногалеса, хорошо образованы, процветают и живут долго. Живущие же в мексиканской части не получают хорошего образования и их жизнь намного короче.

Эти различия нельзя объяснить географией или культурой – значит, чтобы понять, почему две части одного города так отличаются друг от друга, нам нужно обратиться к институтам двух разных государств. В Соединенных Штатах исторически были созданы инклюзивные институты власти, которые поощряли технологические инновации и поддерживали благосостояние населения. В Мексике же испанские завоеватели создали экстрактивные институты, призванные эксплуатировать население в целях обогащения элит. Когда создаются недемократические институты власти, они существуют потом еще очень долго – даже тогда, когда элиты свергаются или меняются.

Слаборазвитые страны стали таковыми не из-за невежества своих граждан, считают авторы этой книги. Для развития страны хорошо зарекомендовала себя политика поощрения экономического роста, которая подразумевает защиту прав собственности и предоставление каждому гражданину доступа к образованию. Правительства слаборазвитых стран сопротивляются развитию своего государства, поскольку считают, что оно приведет к созидательному разрушению, смещению власти внутри страны, переходу благосостояния в руки новых элит, утрате ими богатства и статус-кво. Так что, как считают Аджемоглу и Робинсон, экономический рост страны зависит не от технических корректировок в экономической политике, а от создания демократических, инклюзивных политических институтов.

Различия в уровне развития той или иной страны не объясняются географией или культурой.

Экономисты и социологи долгое время утверждали, что с большей вероятностью процветать будут страны с умеренным климатом и хорошей почвой, чем те, что расположены в тропических районах, где почва бедна. Влиятельный немецкий социолог Макс Вебер также предположил, что некоторые народы отличаются большим трудолюбием и поэтому процветают.

Этих объяснений недостаточно, чтобы понять, как в тропической Америке развились процветающие доколумбовые империи, такие как империя Ацтеков, которая была более процветающей и развитой, чем доколумбовые общества Северной Америки. Эти теории также не могут объяснить разрыв между Северной и Южной Кореей – странами с практически одинаковым климатом и (вплоть до 1950-х годов) одинаковой культурой. Сегодня Северная Корея входит в число самых бедных стран на земле, а Южная Корея – в число наиболее промышленно развитых и успешных государств.

Страны Центральной Америки также демонстрируют, что география и культура не определяют уровень развития страны. Например, Коста-Рика, расположенная рядом с Никарагуа, хоть и схожа по климату и культуре со своими соседями, – гораздо более богата, чем другие страны Центральной Америки. В 2013 году ВВП Коста-Рики составил $13 570 на душу населения. В Никарагуа этот показатель составил всего $4510, что сделало ее одной из беднейших стран Америки, беднее которой – только государство Гаити.

Разница в благосостоянии жителей между Коста-Рикой и Никарагуа настолько велика, что многие никарагуанцы эмигрируют в Коста-Рику (на момент написания книги там проживало от 350 000 до 500 000 никарагуанцев). Никарагуанцы приезжают в Коста-Рику по той же причине, по которой мексиканцы приезжают в Соединенные Штаты – потому что это соседнее государство, при этом разница в благосостоянии и возможностях в этих двух странах огромна. Если бы развитие государств определяли география и культура, такого рода экономическое неравенство между соседями было бы невозможно.

Различия в уровне развития государств являются результатом различий в устройстве политических институтов. Инклюзивные институты поощряют развитие.

Южная Корея более развита, чем Северная, потому что в Северной Корее правит удушающая диктатура, которая богатеет за счет своих граждан. Страны остаются бедными, когда в их главе стоят правительства, эксплуатирующие людей и заставляющие их жить в нищете. Если правительство, как в Англии, придерживается инклюзивности, открыто для граждан и поощряет инновации, экономика растет и процветает. Когда же власть правит жесткой рукой диктатуры и стремится к обогащению избранных, как это происходит в Сьерра-Леоне, экономика страны не развивается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

#инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью #инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью

Шесть простых практик, которые помогут отвлечься от тревожных мыслей

РБК
Оставайся тверже камня! Что делать, если он потерял эрекцию Оставайся тверже камня! Что делать, если он потерял эрекцию

Что делать, если у него «грустный слоник» и как спасти положение

Cosmopolitan
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
«Там точно будет новый президент»: как участники списка Forbes реагируют на события в Белоруссии «Там точно будет новый президент»: как участники списка Forbes реагируют на события в Белоруссии

Forbes поговорил с предпринимателями, у которых есть бизнес-интересы в Беларуси

Forbes
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Как детский характер становится взрослым Как детский характер становится взрослым

Из чего складывает темперамент человека по мере взросления?

Популярная механика
Если выпить пива перед вином, похмелья не будет? Вот что говорят врачи Если выпить пива перед вином, похмелья не будет? Вот что говорят врачи

Поверие о том, что пиво перед вином избавит от похмелья, не выдержало критики

ТехИнсайдер
Войны мерча: какую роль в президентской кампании играют сувениры Войны мерча: какую роль в президентской кампании играют сувениры

На Западе история президентского мерча перешагнула вековой рубеж

GQ
Крылатая дюжина Крылатая дюжина

У бабочек найдется чем удивить нас, кроме их знаменитой красоты!

Вокруг света
10 необычных Porsche 10 необычных Porsche

Говорим о нестандартных Porsche

Популярная механика
Таргетирование и реальность Таргетирование и реальность

Чем на самом деле управляет Центральный банк

Эксперт
Один «мидл» — хорошо, а два «джуна» лучше. Как сэкономить на найме разработчиков Один «мидл» — хорошо, а два «джуна» лучше. Как сэкономить на найме разработчиков

Работодатели сильно недооценивают плюсы от найма junior-разработчиков

Inc.
Чип спешит на помощь? Чип спешит на помощь?

«Огонек» задумался о перспективах чипизации

Огонёк
Ешь, двигайся, спи Ешь, двигайся, спи

Как повседневные решения влияют на здоровье и долголетие

kiozk originals
Тепловой хаос вернул квантовую систему в неизвестное прошлое Тепловой хаос вернул квантовую систему в неизвестное прошлое

Обращение во времени произвольного, неизвестного квантового состояния

Популярная механика
Что за странную еду мы видим в американских фильмах и как ее готовят Что за странную еду мы видим в американских фильмах и как ее готовят

Когда еда не та, за кого себя выдает

Maxim
Как семейство Кардашьян заработало больше $2 млрд благодаря 14-летнему реалити-шоу Как семейство Кардашьян заработало больше $2 млрд благодаря 14-летнему реалити-шоу

Как вышло, что с закрытием шоу «Семейства Кардашьян» доходы семьи не иссякнут?

Forbes
Стремление к правоконсервативному флангу Стремление к правоконсервативному флангу

Интервью с профессором НИУ ВШЭ Владимир Сенин о конституционных правках

Эксперт
Кто бы мог подумать, что Porsche 718 Cayman S – отличная машина на каждый день Кто бы мог подумать, что Porsche 718 Cayman S – отличная машина на каждый день

Porsche 718 Cayman S — экономичное спортивное купе

GQ
Почти пусто: астрономы выяснили, сколько во Вселенной материи Почти пусто: астрономы выяснили, сколько во Вселенной материи

Международная группа исследователей определила, сколько в космосе вещества

Forbes
Женский живот: полезно или опасно качать пресс? Женский живот: полезно или опасно качать пресс?

Как состояние пресса сказывается на женском здоровье?

Psychologies
В одной черной-черной стране В одной черной-черной стране

Каждый год в результате аварий в России разливаются сотни тысяч тонн сырой нефти

GQ
Как быстро повзрослеть и стать ответственным: правила борьбы с инфантилизмом Как быстро повзрослеть и стать ответственным: правила борьбы с инфантилизмом

Инфантилизм может представлять серьезную проблему, которую можно и нужно решать

Playboy
Ом, бином и палиндром Ом, бином и палиндром

Об эффекте «Довода», самого долгожданного фильма нынешнего момента

Weekend
(Не)Совершенная случайность (Не)Совершенная случайность

Как случай управляет нашей жизнью

kiozk originals
Остаться при своих Остаться при своих

Когда надо начинать волноваться из-за выпадения волос? Объясняют специалисты

Glamour
Армянский волкодав Армянский волкодав

Гампр — самая древняя порода собак из Армении

Weekend
Что там после смерти: как сериал ОА ищет ответы на главные вопросы мироздания Что там после смерти: как сериал ОА ищет ответы на главные вопросы мироздания

Сериал «ОА» замахнулся на тему загробной жизни — и смог с ней справиться

Esquire
Один с палью не воин. Любители уличного стиля против продавцов контрафакта Один с палью не воин. Любители уличного стиля против продавцов контрафакта

Почему с покупкой кроссовок и футболок все так непросто

Esquire
Свердловчане не сдаются Свердловчане не сдаются

Сергей Светлаков давно пустился в самостоятельное плавание

OK!
Открыть в приложении