Режиссер Андрей Могучий — о свободе творчества и языке революции

ОгонёкЗнаменитости

«Жизнь дописывает наши спектакли»

Пять лет назад режиссер Андрей Могучий стал худруком БДТ, а на прошлой неделе выпустил премьеру второй части трилогии «Три толстяка». «Огонек» побеседовал с режиссером

Театр, по мнению Андрея Могучего, должен поддерживать высокий градус ответственности за художественное высказывание. Фото: Александр Коряков

В Петербурге есть несколько площадок, которые постоянно продуцируют новые смыслы, энергию, образуя своего рода замкнутую, автономную структуру, параллельную культуру — со своими героями, сюжетами и стилистикой. Я говорю о Театре имени Ленсовета, Малом драматическом театре — Театре Европы, новой сцене Александринки и, конечно, обновленном БДТ…

— Параллельная культура — это многочисленные маленькие негосударственные театры, которые существуют в большом городе, составляя конкуренцию мейнстриму, предлагая альтернативные пути развития. Театры, которые вы перечислили, существуют в одном городе, имея не похожие друг на друга художественные стратегии. Это и дает, вероятно, ощущение такого правильного «электричества», напряженного художественного поля. Из города уехал Бутусов (7 марта режиссер Юрий Бутусов ушел с поста худрука театра имени Ленсовета; см. интервью в №10 «Огонька» от 18 марта.— ”О“), два года назад Полунин (21 апреля 2016 года Вячеслав Полунин перестал быть худруком питерского Цирка на Фонтанке в связи с формальным упразднением должности.— ”О“). Я считаю, что Петербург очень сильно потерял. Очень сильно.

— На прошлой неделе вы представили премьеру, вторую часть трилогии «Три толстяка» — «Железное сердце». Поскольку в Москве ее мало кто видел, расскажите, что там, по сравнению с первой. Это развитие, продолжение истории?

— Мне представляется, что и первую часть из Москвы мало кто видел. Так что ответ мой про вторую часть мало что прояснит москвичам и жителям других городов. Судя по тому, что у нас получается, желающим увидеть спектакль придется садиться в поезд и ехать к нам, в Петербург. Этот спектакль, задуманный как «мини-сериал», если пользоваться киношной терминологией, абсолютно невыездной. Спектакль состоит из нескольких частей, точнее «эпизодов» — отсылка к «Звездным войнам». Мы даже хотели эпизоды нумеровать не по порядку. Кстати, так может и случиться со следующим эпизодом, который мы планируем сделать к концу года. Похоже, придется нарушить хронологию, пропустить пару серий, чтобы добраться до финала. «Эпизод 2. Железное сердце» — это продолжение «Восстания» («Эпизод 1. Восстание».— ”О“), в нем все сюжетные линии, на которые были намеки в первой части, развиваются. Мы поставили себе задачу –— сделать все части законченными и самодостаточными, чтобы зритель мог купить билет, например, только на «Железное сердце» и все понять. При этом должна оставаться интрига, чтобы зритель ждал, «чем все закончится». И тут мы угадали, как мне кажется. Судя по реакции в соцсетях, многие с нетерпением ждут продолжения истории. Старшеклассники одной из школ после первого эпизода передали в театр папку с отзывами-сочинениями, где был подробный разбор сюжета, персонажей, какие-то сложные схемы-характеристики героев и очень живые, интересные размышления о спектакле и жизни. Эти ребята были первыми, кто увидел второй эпизод. Да, конечно, надо сказать, что наш спектакль — для детей и подростков и для тех взрослых, которые не утратили способности меняться.

— «Три толстяка» так или иначе публикой воспринимаются как актуальное высказывание о сегодняшнем дне. Вас смущает или радует то, что от вас ждут, как встарь, ответов на сегодняшние вопросы?

— Ни один художник не может реализоваться вне контекста реальности, как, впрочем, и реальность формируется с помощью художественных смыслов. Это такая специфическая взаимосвязь. Реальность сегодняшнего дня, всего того, что происходит сегодня вокруг, обладает способностью внезапно актуализировать какие-то заложенные в спектакле темы, она почти буквально развивает или продолжает придуманные сюжеты. Может, это было всегда, но наше время, я это уже неоднократно замечал, удивительным образом «дописывает» пьесу. Проект «Три толстяка» существует по законам этого взаимодействия с реальностью. Иногда пьеса отстает от событий, происходящих в жизни, иногда опережает. В любом случае мы следуем за нашими героями, а герои следуют за жизнью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Порыв есть. С прорывом проблемы Порыв есть. С прорывом проблемы

Есть ли у нас шанс на инновационный импульс?

Огонёк
Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза

Как влияние на стиль одежды партнера может быть формой абьюза

Forbes
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня

О первой форме энергии и, пожалуй, самой активной из них — стихии Огня.

VOICE
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть

Так ли безопасен Оземпик и можно ли худеть с его помощью?

Psychologies
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
«Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов «Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов

Почему стоит смотреть новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути

Правила жизни
Туризм в Йеллоустоуне оказался причиной выброса миллиона тонн углекислого газа в год Туризм в Йеллоустоуне оказался причиной выброса миллиона тонн углекислого газа в год

65 процентов выбросов CO2 в Йеллоустоуне приходится на авиаперелеты

N+1
Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях

Призраки прошлого в мистическом романе Юлии Шляпниковой «Наличники»

СНОБ
6 советов тем, кто хочет победить химическую зависимость 6 советов тем, кто хочет победить химическую зависимость

Что может помочь отказаться от употребления веществ, изменяющих сознание

Psychologies
Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы

О чем все время поют птицы? Зачем они это делают?

ТехИнсайдер
«Белая нефть» XXI века «Белая нефть» XXI века

Литий твердо занял важное место в хозяйственной жизни людей

Знание – сила
Зона особого внимания: где и как выгодно строить бизнес Зона особого внимания: где и как выгодно строить бизнес

Что такое особые экономические зоны и зачем их создает государство?

ФедералПресс
В стране невыученных налогов В стране невыученных налогов

Почему блогеры стали целевой аудиторией ФНС

Деньги
ВОЗ сообщила о 3500 смертях от вирусных гепатитов в мире ежедневно ВОЗ сообщила о 3500 смертях от вирусных гепатитов в мире ежедневно

ВОЗ представила доклад о вирусных гепатитах Global hepatitis report

N+1
Все мы задумывались об этом: почему буквы на клавиатуре расположены не в алфавитном порядке Все мы задумывались об этом: почему буквы на клавиатуре расположены не в алфавитном порядке

Раскладка QWERTY: весьма продуманный и грамотный ход инженеров

ТехИнсайдер
Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом

Люди, которые в детстве переболели раком, вряд ли получат высшее образование

N+1
Пауки и панельки Пауки и панельки

«Паутина страха»: новая хоррор-классика

Weekend
Остап Бендер: авантюрист с психопатическими наклонностями Остап Бендер: авантюрист с психопатическими наклонностями

Что сделало Остапа Бендера «великим комбинатором» и очаровательным мошенником?

Psychologies
Бизнес вышел на охоту за инвесторами Бизнес вышел на охоту за инвесторами

О планах провести IPO заявляют компании, которые хотят усилить свой бренд

Монокль
План «Б» План «Б»

Истории звезд о казусах во время путешествий по миру

Grazia
Открыть в приложении