Россия и мир | Ситуация
За исполнение приказа — срок
Приятель, узнав, что я в очередной раз взялся писать о «Деле Новогрибельского», сказал: «Бесполезняк: пиши ты хоть Папе Римскому — ни хрена не будет…» Но тут же добавил: «А что мы еще можем?» И в самом деле, что?
Сергей Новогрибельский — флотский офицер, теперь уже экс-начальник ведущего судоремонтного предприятия в регионе — ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ. Для понимания отметим: этот завод — единственный полностью уцелевший из почти пяти десятков предприятий, четверть века назад входивших в мощнейшую систему Главного управления судоремонтных заводов ВМФ страны. Он — единственный исполнитель, у которого размещаются заказы по сервисному обслуживанию и ремонту корабельного состава Черноморского флота. Именно этим заводом, благодаря которому наш флот был сохранен плавающим и боеспособным, в 2011– 2015 годах и руководил Сергей Анатольевич Новогрибельский. Так вот, в конце 2016-го, через два с половиной года после возвращения Севастополя в Россию, он, человек, хорошо известный в городе и на флоте, был осужден за… «российский судоремонт в украинские времена».
И сама фабула уголовного дела, возбужденного против человека с безупречной репутацией, и приговор, вынесенный ему, Севастополь (без преувеличения) потрясли. Тяжелый осадок у людей усугубило и возникшее вскоре понимание: достучаться до правды в российских инстанциях, мягко говоря, непросто. В чем же суть ставшего для Севастополя отчаянно громким «дела»?
Из «положения лежа»
Четыре года назад, в мае 2013 года (то есть, как в Севастополе говорят, «еще при Украине»), 13-му судоремонтному заводу была поставлена задача: к 1 октября (всего за 4 месяца) отремонтировать 21 корабль и судно Черноморского флота для обеспечения Олимпийских игр в Сочи. Начинались они в феврале, однако система их безопасности отрабатывалась заранее, на море — уже с осени. Задача, поставленная с «самого верха», понятное дело, находилась на особом контроле. Однако это вовсе не означало, что для ее решения заводу был создан режим наибольшего благоприятствования. Все было ровно наоборот: финансирование стало поступать только в конце августа, с проблемой комплектующих предприятие оставили один на один…
Поставленная задача заводом в итоге была решена, но, как говорится, «из положения лежа»: за счет использования собственных скудных ресурсов, с напряжением всех известных «морально-волевых». То есть все подлежащие ремонту корабли и суда были введены в строй, решили задачи в районе Сочи в полном объеме, а затем обеспечили переброску «вежливых людей» в Крым в феврале — марте 2014 года. Эти боевые и вспомогательные единицы в своем подавляющем большинстве и сегодня в строю, несут боевую службу, в том числе и в Средиземном море.
Ударный труд судоремонтников в особых, чуть ли не фронтовых условиях никем и никак отмечен не был — никому из заводчан не дали ни ордена, ни медали, ни даже пуговицы, а сам руководитель предприятия даже «не урвал» себе премии (между тем за обеспечение Олимпиады и возвращение Крыма награжденных — десятки). Правда, Сергея Новогрибельского поощрили в устной форме: и премьер-министр Дмитрий Медведев, и вице-премьер Дмитрий Рогозин, и заместители министра обороны, побывавшие на заводе,— хвалили директора все. И неизменно удивлялись: как такое оборонное предприятие в «украинском» Севастополе смогло не только уцелеть, но и работать «в полный рост» в интересах России. А потом, спустя буквально пару месяцев после возвращения Севастополя «в родную гавань», капитану 1-го ранга Сергею Новогрибельскому со стороны органов военной прокуратуры был предъявлен ряд претензий, вылившихся в конечном счете в уголовное дело и жесткий приговор. На период следствия он был отстранен от должности, затем уволен в запас.
Немаловажный факт: сам заказчик — Министерство обороны (ВМФ) никаких претензий не предъявляло, работы были оценены и приняты установленным порядком и утверждены соответствующими флотскими инстанциями вплоть до московских. Это отметил и выступавший в суде свидетелем командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. Командующий положительно оценил результаты деятельности Новогрибельского и в последующем такую оценку неоднократно подтверждал. Тем не менее 1 ноября 2016 года Севастопольским гарнизонным военным судом капитану 1-го ранга запаса Сергею Анатольевичу Новогрибельскому был вынесен жесткий приговор: «По совокупности совершенных преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний в виде лишения свободы на срок 3 года 8 месяцев в исправительной колонии общего режима с лишением права занимать должности, связанные с выполнением административно-хозяйственной функции в государственных органах, учреждениях, а также Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях сроком на 2 года и 3 месяца». Кроме того, суд постановил взыскать с С.А. Новогрибельского в пользу Министерства обороны России «сумму нанесенного ущерба в размере 29 миллионов 656 тысяч рублей». Подсудимый был взят под стражу и отправлен в СИЗО г. Симферополя.
«Совокупность совершенных преступлений» расшифровывается просто: на самом деле начальник завода был обвинен в одном — в установке на трех плавединицах бывших в употреблении дизелей и частей к ним, хотя по условиям госконтракта они должны были быть новыми. В условиях госконтракта действительно так прописано, однако в реальной жизни имелся существенный нюанс: на момент исполнения заводом того самого контракта новых дизелей и запчастей ни на флоте, ни во всей стране (!) не было. Реальность была такова: производство новых агрегатов занимает около года, то есть при самых благоприятных обстоятельствах ремонт кораблей и ввод их в строй (если четко следовать контракту) могли произойти спустя полгода после Олимпиады, стало быть, ожидание поступления новых дизелей — это срыв сроков заказа и неисполнение приказа. Парадокс, но факт: наличие такой «вилки» суд признал (получение «на заводах-изготовителях новых двигателей, отсеков двигателя и запасных частей невозможно»). Но при этом все же обвинил Новогрибельского в том, что он, «действуя умышленно, из ложно понятых интересов службы» (то есть получил приказ, который нужно выполнять), чтобы «создать видимость благополучия на 13 СРЗ» (то есть обеспечить решение задачи при любых условиях), все-таки заказ государственной важности… исполнил.