Культура | Тенденция
«У нас проблема с главным героем»
С начала года за счет проката в кинотеатрах окупились только четыре российских фильма, а летом прибыльной стала только одна картина — комедия «Бабушка легкого поведения»
О том, как работает рынок кинопроката в России, «Огонек» поговорил с киноведом, программным директором фестиваля «Кинотавр» Ситорой Алиевой.
— Объясните, пожалуйста, причину успеха этой комедии и, соответственно, неуспеха всех остальных?
— Фильм сделан по лекалам действительно талантливых, хотя и чужих комедий — «Тутси» и «Миссис Даутфайр». В главных ролях — медийные, узнаваемые лица, прекрасно раскрученные телевидением. Вот, собственно, и все слагаемые успеха. Это самый примитивный и простой путь привлечь зрителя в кинозал, с этим все ясно. Другой вопрос — должны ли мы требовать сопоставимого прокатного успеха от картин другого порядка, более «сложных»? Таких, например, как «Холодное танго», которое открывало «Кинотавр», или картина Карена Шахназарова «Анна Каренина», тоже вышедшая этим летом. Мне представляется, ожидать от этих картин высоких прокатных сборов некорректно — они просто не могут собирать больших залов по причине отсутствия культуры смотрения таких фильмов в России, которая была попросту убита за последние 20 лет.
— Что вы имеете в виду?
— Привычка ходить на такие фильмы в кинотеатры утрачена, и причина не только в стоимости билета. Я смотрю все российские фильмы, изучаю аудиторию, расспрашиваю зрителей после сеансов и убеждаюсь каждый раз, что люди просто не знают ничего о большинстве фильмов, которые выходят в прокат.
Необходимо лоббировать, продвигать собственные картины. Сегодня нам не хватает поддержки российского кино на всех уровнях — я имею в виду и телевизионные каналы, и социальные сети, и наружную рекламу. В стране, например, всего две телепрограммы, посвященные кино: «Кино в деталях» (СТС) и «Индустрия кино» («Россия 1»). И еще, мне кажется, государство могло бы усилить помощь в продвижении таких тонких, но очень важных фильмов, как то же «Холодное танго» — невероятно актуальной ленты сегодня, когда национальный вопрос во всем мире так остро стоит. Такие картины работают долго, и всякий нормальный, думающий зритель ее бы посмотрел. Но скорее всего этот зритель ничего об этой картине не знает: у нас нет подходов к продвижению сложных фильмов в России.
— Сложные — это какие?
— Такие, которые порождают новые смыслы, задевают важные социальные проблемы, которые есть в нашем обществе. Такие фильмы, кстати, могут собирать и молодежную аудиторию, которая сегодня определяет кассу.
— А кстати: по-прежнему молодежь «делает кассу»?
— Если быть точным, определяют кассу девочки, которые ведут в кино мальчиков. Именно они делают кассу. Не только у нас — в любом кинематографе.
— Расходы на продвижение, как правило, заложены в бюджет фильма. То есть либо этого мало, либо не там продвигают. В чем ошибка?
— Я вхожу в прокатную комиссию российского кино при Министерстве культуры, мы выделяем деньги на популяризацию российского кино, но это суммы очень маленькие. А любой кинотеатр, условно, попросит прежде всего показать рекламный пакет, то есть он хочет знать, была ли у фильма хоть какая-то реклама, и только после этого вас могут взять. К сожалению, профессия дистрибутора в России утратила свое значение; а между тем во всем мире это очень важная позиция: человек, который занимается продвижением фильма после его создания, созданием коммуникации между зрителем и фильмом. Во Франции, например, именно дистрибуторы делают кинематограф — благодаря им французское кино знают во всем мире. Если бы не иностранные дистрибуторы, кстати, не было бы и мирового проката у российского фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева — в нем увидели важное, философское, современное кино, понятное в любом обществе. Увы, нелюбви, сегодня везде больше… Мы, кстати, надеемся, что оскаровский комитет России проявит благоразумие и выдвинет фильм Звягинцева на «Оскар».