Грозит ли дефолт украинской экономике

ОгонёкОбщество

Транш насущный

На Украине много говорят о «финансовой удавке» для страны, но о том, кто ее затягивает, вслух не спрашивают

Юрий Ткачев, Одесса

Киев. Пешеходный мост на площади Независимости. Фото Владислав Содель

В конце июля Государственная казначейская служба Украины обнародовала отчет: по итогам первого полугодия дефицит бюджета составил почти 10 млрд гривен. В Госказначействе также «порадовали» новостью о том, что за шесть месяцев 2018 года в бюджет собрали почти на 15 млрд гривен меньше, чем планировалось. В результате остатки на Едином казначейском счету Украины составили всего 1,99 млрд гривен. Для сравнения: на 1 августа 2017 года этот показатель составлял 44 млрд гривен. А еще сократились на 230 млн долларов США и золотовалютные резервы Нацбанка…

Примерно в то же время, с середины июля, начался неожиданный и поначалу необъяснимый рост курса доллара: к концу месяца американская валюта преодолела психологическую отметку в 27 гривен, подорожав примерно на 80 копеек за две недели. Само по себе подорожание примерно на 3 процента, конечно, вряд ли можно назвать значительным, однако колебания доллара граждане уже привыкли рассматривать как некий симптом, свидетельствующий о приближении серьезных неприятностей для отечественной экономики. Особенно если этот симптом проявился в июле — в период, когда гривна традиционно стабильна или даже демонстрирует тенденции к усилению. Население заволновалось: что, опять?

Балансирование на краю

Скорый крах украинской экономике предсказывают регулярно, и алармистские прогнозы нельзя назвать совсем уж безосновательными: как ни крути, а ВВП Украины с 2013 по 2015 год снизился вдвое — со 183 до 91 млрд долларов США по подсчетам Всемирного банка. Однако срыва в пропасть все-таки не произошло, и видную роль в этом сыграла международная поддержка. За минувшие четыре года только от Международного валютного фонда страна получила свыше 13 млрд долларов США — регулярные и существенные валютные вливания помогли избежать коллапса в 2014 и 2015 годах.

Упасть не дали, но перспектива неважная — долги приходится отдавать. Затраты Украины на обслуживание внешнего долга быстро растут: в 2017 году речь шла о 70 млрд гривен, в 2018-м — уже о 96, в 2019-м иностранным кредиторам придется выплатить 148 млрд, а в 2020 году — 173 млрд.

Подобная практика является нормальной во всем развитом мире: страны занимают деньги, чтобы пережить сложные времена. Но это работает лишь в том случае, если за периодом упадка следует рост, который дает бюджету новые источники дохода. А вот с этим-то у Украины проблемы: с 2016 года ВВП страны действительно растет, но на уровне лишь 2–3 процентов, чего явно недостаточно для того, чтобы справляться с нарастающими выплатами по внешним долгам. Поэтому приходится брать все новые и новые кредиты. И тут же взятое отдавать: например, из 1,3 млрд долларов, полученных Украиной от МВФ в 2017 году, 1,27 вернулись обратно МВФ.

Круг порочный, хотя и к нему можно было бы как-то приноровиться, если есть уверенность в регулярности кредитной «подпитки». Проблема в том, что такой уверенности нет: в 2017 году страна ждала еще один транш на сумму 1,9 млрд долларов США, однако он так и не поступил (Украина не выполнила требований МВФ, включающих повышение цен на газ для населения, формирование антикоррупционного суда, сокращение расходов бюджета и более активную приватизацию госсобственности). В результате в государственном «кошельке» возникла внушительная дыра, а премьер Владимир Гройсман трагично заявил, что если в первой половине 2018 года получить транш не удастся, то придется объявлять дефолт.

Спасайся кто может!

Основательно «тряхнуло» уже в январе — разразилась «валютная буря». Недополучение почти 2 млрд долларов от МВФ оказало влияние на баланс валютного рынка, и, в точном соответствии с базовыми законами экономики, курс гривны круто спикировал вниз. Чтобы выправить ситуацию, Нацбанк Украины поднял учетную ставку до 16, а затем и до 17 процентов годовых — такие меры эффективно сдерживают инфляцию (при этом, правда, они неизбежно снижают темпы роста экономики, но об этих «отдаленных последствиях» в горячую пору валютного обвала никто не думал). Также Минфин выбросил на рынок значительный объем государственных облигаций внутреннего займа (ОВГЗ), доходность которых в гривне достигала 17 процентов годовых.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Главная тайна Ильинки Главная тайна Ильинки

Минфин переступит через себя и увеличит госдолг

Эксперт
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Первые роли 10 знаменитых современных актеров Первые роли 10 знаменитых современных актеров

Педро Паскаль, Милош Бикович, Тимати Шаламе и другие в своих первых ролях

Maxim
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами 6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами

Фильмы, где связанные узами женщины переживают кризис идентичности

СНОБ
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

РБК
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше

Недосып прибавляет к ощущаемому возрасту человека почти 4,5 года

ТехИнсайдер
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Антидворянец: Бахрушин Антидворянец: Бахрушин

Ходят слухи, что Алексей Бахрушин внезапно сорвался в Петербург. Почему же?

Правила жизни
«Они приходят к нам, когда у нас в глазах не видно боли. Но боль пришла» «Они приходят к нам, когда у нас в глазах не видно боли. Но боль пришла»

Собаки и кошки знаменитых поэтов и писателей

Караван историй
Холодная красота «Дюны: часть вторая»: каким получился новый фильм Дени Вильнева Холодная красота «Дюны: часть вторая»: каким получился новый фильм Дени Вильнева

Как канадский режиссер Дени Вильнев продолжает сагу «Дюны» спустя три года

Правила жизни
«Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии «Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии

Почему нельзя изменить ситуацию, запрещая аборты и принуждая женщин рожать

Forbes
Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно» Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно»

Мама взяла за руку: «Ванюша, как же так? Ты поедешь в Гавану один?»

Коллекция. Караван историй
Премиальный полуприцеп заезжает в свободную нишу Премиальный полуприцеп заезжает в свободную нишу

«Вагнермайер Руссланд» намерен взять лучшее от своего зарубежного партнера

Монокль
Как оставить мысли о работе за порогом дома: 6 советов нейропсихолога Как оставить мысли о работе за порогом дома: 6 советов нейропсихолога

Как перестроиться на «домашний» лад и оставить все рабочие мысли на работе?

Psychologies
Березовый сок: как правильно добывать, чтобы не навредить дереву? И чем на самом деле поили нас в СССР? Березовый сок: как правильно добывать, чтобы не навредить дереву? И чем на самом деле поили нас в СССР?

Когда и как правильно собирать березовый сок, чтобы не навредить дереву

ТехИнсайдер
Я — сноб: президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко Я — сноб: президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко

Баскетболист Андрей Кириленко о необходимости держать руку на пульсе

СНОБ
Прощай, global Russian: как российским бизнесменам преодолеть кризис идентичности Прощай, global Russian: как российским бизнесменам преодолеть кризис идентичности

Элите российского бизнеса вернуться домой с концами будет очень тяжело

Forbes
Джекпот, или пот чемпионов Джекпот, или пот чемпионов

Бум на спортивную меморабилию за океаном

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Нейробика: сделать шаг в будущее Нейробика: сделать шаг в будущее

Как развить навыки, необходимые в высокотехнологичном мире?

Psychologies
Открыть в приложении