Что происходит в закулисье избирательной кампании. Наблюдения очевидца

ОгонёкОбщество

Россия и мир | Тема номера

Тень выборов

До единого дня голосования, 10 сентября, осталось всего ничего — меньше месяца. О ходе кампании исправно сообщают федеральные каналы, чиновники разного уровня отчитываются о поступательном движении процесса: прошел этап выдвижения кандидатов, заканчивается проверка документов, стартует активная фаза избирательной кампании… Этот размеренный ритм практически нигде не сбоит. А чего ему сбоить-то — при зрелой демократии? Но вот в редакцию пришел человек. В прошлом наш коллега, журналист. Не простой, правда, а кадровый военный, дослужившийся до генерала, прошедший едва ли не все горячие точки, начиная с Афгана, имеющий государственные награды, возглавлявший целое управление в Министерстве обороны, а потом (уже на гражданке) 7 лет проработавший в должности главного федерального инспектора в Брянской области, заслуживший и на этом посту благодарность президента. И рассказывает этот человек дивную историю о том, как он решил поучаствовать в текущей избирательной кампании и что из этого получилось. «Огонек» эту историю записал

Николай Бурбыга

Скажу как на духу: в депутаты загодя не собирался, особых перспектив в такой карьере для себя не видел, но возникла ситуация и перед соблазном не устоял. А ситуация такая: стали поступать многочисленные звонки из Брянской области с просьбой поучаствовать в избирательной кампании — от депутатства в Госдуме вроде как по собственному желанию отказался представитель «Единой России», возникла вакансия, судьба которой будет решена на едином дне голосования, 10 сентября. Главный манок: ЕР от выдвижения своего кандидата устранилась, «поляна» чистая, а вас, Николай Владимирович, в области помнят и ценят, за плечами работа в государевой структуре, в активе — знание проблем территории и людей. Короче, включайтесь! Ну я и включился…

Для рядовых избирателей выборы — всегда интрига. А для «посвященных»? Фото Анатолий Жданов

Чтобы было понятно: Брянская область для меня в самом деле стала почти родной — семь лет там проработал главным федеральным инспектором. Это серьезная аппаратная позиция, входящая в структуру полномочного представителя президента в федеральном округе. В данном случае — Центральном. Функция полпреда и его людей в субъектах федерации — «присмотр» за губернатором и всей вертикалью исполнительной власти. Так было задумано, когда этот управленческий инструмент создавался. Помню, был один из полпредов ЦФО. Когда пришел к нему на представление, он свою позицию во властной иерархии обозначил так: сначала господь бог, потом президент Дмитрий Анатольевич, а потом полпред. Я тогда рассмеялся в ответ, и это его задело. Но ведь в самом деле смешно: при таком раскладе получалось, я — четвертый после всевышнего. Это лирика, впрочем, а практика состояла в том, что на такой позиции, как у меня была, знание реального состояния дел в регионе было действительно исключительным. Если честно, это порой тяготило: сюрпризов ведь на малых территориях не случается, все про всех известно, но поправить без отмашки сверху ничего нельзя — сиди, собирай информацию, а уж когда и как она будет использована, не тебе решать. Дисциплина для меня, как военного человека, дело святое.

Вот и сидел, собирал… Не скрою: сомнения в эффективности складывающейся системы управления территорией и вопросы к компетенции отвечающих за это подразделений наверху меня посещали. И чем дольше я работал в структуре, тем чаще. Порой возникало ощущение, что столичные кураторы живут в каком-то придуманном ими самими мире. Ну вот, например, звонит мне очень скромная по должности и очень юная годами девушка со Старой площади и спускает указание: собираюсь к вам тогда-то, к моему приезду соберите у себя руководителей региональных подразделений ФСБ, МВД и замов губернатора. Спрашиваю: зачем? Отвечает: ну, я им вопросы позадаю, послушаю, как там у них… Не шучу, так и говорит. Перезваниваю ее начальству, пересказываю разговор. И слышу: да, перегнула, конечно, но время пройдет — научится. Какое время? Чему научится? Короче, дисциплина дисциплиной, а раздражение накапливалось. Прорвало в 2012-м, когда по истечении второго губернаторского срока глава области Николай Денин собрался на третий заход. Бывший директор птицефабрики в высокое кресло попал после смещения губернатора Лодкина — выбор руководителей управления внутренней политики администрации президента остановился именно на нем. Чем он приглянулся тогда, в Брянске до сих пор гадают, но сел на должность, руководил.

Я приехал, когда он год уже был губернатором. Первое впечатление — милейший человек, он мне говорит при встрече: вы мне подскажите, а как правильно — квартАл или квАртал? При этом всю свою птицефабрику в администрацию области перетащил, бухгалтер фабрики, например, стал заместителем губернатора по финансам, заместителями оказались и другие соратники по бывшему месту работы. Возглавил, в общем, этот коллектив область. И рулил ею аж две каденции. В столице претензий к нему не было: принял все правила, которые существуют, усвоил взаимоотношения с центром, вертикаль держал. Но на земле-то все иначе выглядит и секретов нет. Словом, когда он мне сказал, что пойдет на третий срок, я честно его попытался отговорить: слишком много косяков, не ходи, кончится плохо. Он в ответ: все согласовано уже. Проверил: и в самом деле так, отмашка АП имеется. Тогда я написал докладную записку полпреду ЦФО Беглову: изложил свою точку зрения, факты и вывод — если Денин останется губернатором, то неизбежно сядет. Потом был вызов в Москву. Разговор, увы, знакомый: решение принято, пересмотра не будет, о фигуранте все знаем. Я в ответ: зачем же брак в работе допускать, ведь мы через такой кадровый выбор и себя, и администрацию, и президента подставим. Кончилось так: мне настоятельно предложили из Брянской области переехать инспектором в Орловскую, Денин на выборы пошел и губернатором избрался, но спустя два года был отстранен, арестован и судим. Сидит и сейчас — получил четыре года. У территории теперь новый губернатор, крупный картофелевод в прошлом, в администрации области по традиции — теперь уже его соратники по овощной отрасли, а за прокол с Дениным не ответил никто: полпред прежний, а куратор внутренней политики и вовсе пошел на повышение.

Ну так вот. На фоне всех этих декораций и открылась думская вакансия в Брянской области. Мои резоны выстроились так: учитывая, что безусловный «политический лом» в лице ЕР на позицию не претендует, принимая во внимание, что куратор внутренней политики в АП с недавних пор другой и есть надежда, что «стиль и почерк» админресурса может измениться, почему бы не попытать судьбу? Тем более что регион знаком, связи остались, да и люди зовут поучаствовать в кампании. Параллельно, впрочем, выстраивались и сомнения: уже первые контакты с чиновниками на прежнем месте работы заставляли полагать, что разговоры об «открытом мандате» — это для особо доверчивых. И чем ниже был уровень моих «консультантов», тем откровеннее звучало: Брянская «партия» уже расписана, решение принято, смысла в попытке сыграть на этом поле — никакого. Но я уже увлекся «проектом», прозрачных намеков не ловил, советов не слушал, заявление на участие в местный избирком подал, став одним из 12 соискателей думской вакансии по Брянскому одномандатному избирательному округу № 77.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы исполняем только те песни, которые хотим исполнить Мы исполняем только те песни, которые хотим исполнить

Бессменный фронтмен Depeche Mode Дейв Гаан о том, кто в группе поет хуже всех

Playboy
Русский след Русский след

Джеймс Нор­тон про­дол­жа­ет вы­би­рать не­про­стые ро­ли

Vogue
Он мне изменил, а я… : 5 реальных историй измен и их последствий Он мне изменил, а я… : 5 реальных историй измен и их последствий

Пять историй от разных женщин, которым пришлось пережить предательство

Cosmopolitan
Opel Astra Opel Astra

На вторичном рынке четвертая Astra весьма завидный вариант

АвтоМир
Свадебные генералы Свадебные генералы

Как устроен мир брачных аферистов

GQ
Иногда не сдавайся! Иногда не сдавайся!

Сейчас чуть ли не полпланеты страдает синдромом выученной беспомощности

Maxim
Сергей Астахов: Я не ангел Сергей Астахов: Я не ангел

Не люблю людей, которые говорят, что прошлое было в другой жизни

Караван историй
Артемий Троицкий Артемий Троицкий

Правила жизни музыкального критика Артемия Троицкого

Esquire
Счастье завтрашнего дня Счастье завтрашнего дня

В 2017‑м самой перспективной из самых молодых назвали 22‑летнюю Зои Дойч

Glamour
Игры солдатиков Игры солдатиков

Wargaming.net и «1С» объединили свои усилия для создания игры о спецназе

Популярная механика
Одинокая рыжая особа желает познакомиться Одинокая рыжая особа желает познакомиться

В зоопарке немецкого Гёрлица малая панда Нима — любимица публики

GEO
Тимур Еремеев: Тимур Еремеев:

Тимур, скажи честно — это твой папа? Вы так похожи...

Караван историй
Кто поможет купить машину? Кто поможет купить машину?

В России заработали давно обещанные властями программы по льготным автокредитам

АвтоМир
От Любови до ненависти От Любови до ненависти

Как реагировать на хейтеров?

Cosmopolitan
Первый из наших Первый из наших

Историю происхождения человека пора переписывать

GEO
Дамы арабского мира Дамы арабского мира

Место женщины в мусульманских странах — вопрос спорный

L’Officiel
Выберите себе мужчину Выберите себе мужчину

Коуч Алексей Ситников учит читательниц «Татлера» оценивать кандидатов

Tatler
Хулигаан Хулигаан

История музыканта Дэйва Гаана, умиравшего трижды

Esquire
Меня точно уволят… Меня точно уволят…

Страх потерять работу сильно мешает жить и трудиться

Лиза
Большие игрушки Большие игрушки

Они преодолевают такие препятствия, какие старшим товарищам не по зубам

Популярная механика
Робби Уильямс Робби Уильямс

Правила жизни британского музыканта Робби Уильямса

Esquire
Чтение и перезапись мозга Чтение и перезапись мозга

Через пять лет появится работающее устройство для чтения мыслей и воспоминаний

Популярная механика
Какая мука! Какая мука!

Так ли ужасен глютен, как его малюют злобные зожники?

L’Officiel
Какой будет мода будущего? Какой будет мода будущего?

Будущее: одежда из апельсинов, «умные» сумки или тотальная унификация?

Numéro
Isuzu D-Max – Mitsubishi L200 Isuzu D-Max – Mitsubishi L200

Выбор пикапов на российском рынке невелик

АвтоМир
Театр военных действий Театр военных действий

В сентябре весь мир вспоминает жертв террора

Glamour
«Зачем искусственному интеллекту уметь думать?» «Зачем искусственному интеллекту уметь думать?»

Интервью с Михаилом Биленко, «Яндекс»

РБК
Ольга Антонова: Моя почти смешная история Ольга Антонова: Моя почти смешная история

Всегда терплю, терплю — и вдруг шагаю прочь

Караван историй
Горящий Тур. Удивительная жизнь путешественника-авантюриста Тура Хейердала Горящий Тур. Удивительная жизнь путешественника-авантюриста Тура Хейердала

Легендарный норвежский путешественник Тур Хейердал

Maxim
Байанай знает Байанай знает

Откуда в людях берутся жестокость и доброта

Русский репортер
Открыть в приложении