В Успенском соборе Кремля нашли уникальные фрески

ОгонёкКультура

Сокровенные лики

Масштабная реставрация Успенского собора не обошлась без сенсаций: найдены уникальные фрагменты росписей конца XV — начала XVI века. Что еще скрывает главный храм Московского Кремля, на месте выяснили корреспонденты «Огонька»

Фото Дмитрий Лебедев. Текст Кирилл Журенков

Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, которого в далеком XV веке привлекли к возведению собора, сделал храм единым открытым пространством

В четверг в Кремле выходной: туристов нет, возле Царь-пушки и Царь-колокола никто не толпится, и лишь на Соборной площади репетирует президентский полк. А вот в Успенском соборе кипят реставрационные работы: сам храм, где венчали на царство и короновали русских царей от Ивана Грозного до Николая II, на время работ закрывать не стали — перекрыт лишь тот участок, где идет реставрация, сейчас это северная часть основного пространства. Есть еще ограничения, связанные с тем, что Кремль — режимный объект (например, не всегда можно выйти на крышу здания), но и тут реставраторы подстроились: обычно планируют несколько работ параллельно.

Сама реставрация началась в 2017 году и должна продлиться до 2023‑го, то есть целых шесть лет. Это и понятно: речь о главном храме России с уникальной для того времени архитектурой — важна каждая мелочь. Напомним, что Успенский собор построен в XV веке: его начинали возводить московские мастера Кривцов и Мышкин на месте старого храма, однако недостроенное здание обрушилось после «труса» (землетрясения). Тогда к работам привлекли итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, считавшегося выдающимся инженером своего времени: Фиораванти умел прокладывать каналы, выпрямлять кривизну колоколен и даже передвигать здания с места на место, что и сегодня считается непростым делом. Так вот итальянец сделал храм единым открытым пространством, применил при строительстве одновременно и белый камень, и кирпич нового формата, использовал железные связи для укрепления стен (своего железа, добываемого из глубоких руд, на Руси не было, пришлось использовать шведское).

Известно: последняя реставрация собора проходила давно — еще в 1970‑х-годах, в преддверии Олимпиады-80, так что тянуть с ней дальше было нельзя.

Самочувствие памятника к нашему времени оказалось, прямо скажем, неважным: к примеру, собор страдал от протечек и конденсата, собиравшегося на сводах сверху, под основной кровлей, а выяснение причин этого вылилось в настоящий архитектурный детектив. Оказалось, истоки проблемы — в просчетах реставрации советского периода. Тогда, к Олимпиаде, поменяли покрытие Соборной площади: брусчатку, уложенную на песке, заменили на плитку на цементной подушке, которая вплотную подходила к собору. Влага, не находя выхода, стала проникать через фундамент в белокаменные стены собора (а Боровицкий холм — довольно мокрое место). К тому же с конца XVII века своды собора были закрыты дополнительной — промежуточной — кровлей, которая задерживала влагу внутри.

— Конденсат проникал через своды и стекал в собор, приходилось ставить ведра там, где были протечки,— рассказывает хранитель собора Алексей Барков.— Сейчас мы сняли промежуточную кровлю, положили теплоизоляционный материал, и уже год никаких протечек нет.

Что касается Соборной площади, то бетон по периметру собора собираются поменять на «дышащую» отмостку. Это к вопросу о мелочах.

Однако речь, конечно, не только и не столько про вещи технические — в поле зрения реставраторов попали и знаменитые росписи храма. К их созданию в далекие 1480‑е годы мог быть причастен Дионисий (считающийся одним из главных иконописцев Древней Руси, наряду с Андреем Рублевым) вместе с соратниками — попом Тимофеем, Ярцем и Коней. Фрески уникальны не только авторами, но и периодом, когда они были созданы: росписей XV века в России осталось крайне мало — обычно называют Ферапонтов монастырь вблизи города Кириллова Вологодской области да, собственно, Успенский собор. И это на всю страну. Остальное, как подчеркивают эксперты,— крохи.

— Фресками в Успенском соборе не занимались около 40 лет. Они сильно запылились и закоптились, что-то разъела влага. Поэтому было очевидно: если ставить леса для реставрации сводов, надо заняться и росписями,— поясняет Алексей Барков. И реставраторы оказались вознаграждены — их ждало важное открытие.

Это открытие произошло в приделе Похвалы Богоматери: там были обнаружены нижние фрагменты росписей конца XV века (речь о композициях «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи»). Тут надо пояснить: первоначальные росписи, выполненные в 1480‑е и 1513–1514 годы было решено обновить в 1642‑м по приказу царя Михаила Федоровича. Так вот старые фрески были сняты на «переводы», сбиты и воссозданы по ним на новой штукатурке. Что касается нижних частей фресок в приделе Похвалы Богоматери (или Похвальском приделе), то они были просто замазаны и позднее частично закрыты плитами нового пола. И вот — вновь открылись людям спустя столько веков.

Анна Валуева, художник-реставратор 1‑й категории, демонстрирует, как идет работа: осторожно, в буквальном смысле ватными палочками, обработанными специальным раствором, с фресок снимаются наслоения грязи, пыли и так называемые набелы. Если где-то отстает штукатурка — выполняются специальные инъекции.

— Копоть очень вредна для живописи, так как мелкодисперсна. И если пыль просто ложится, то копоть зачастую въедается,— поясняет реставратор всю сложность проводимых работ.

А теперь о самом сенсационном. Многие СМИ уже написали, что автор фресок — сам Дионисий. Однако эксперты осторожничают: мол, творческий почерк этого иконописца, конечно, хорошо известен и, скорее всего, их писал не он, а кто-то из его круга. Что, впрочем, нисколько не умаляет значения открытия.

Можно ли будет на них посмотреть? Эксперты раздумывают о музеефикации росписей. Сначала их хотели закрыть стеклом, но сейчас склоняются к другому варианту — оставить открытыми, просто огородив.

А пока собор продолжает удивлять специалистов: недавно они нашли за частью икон, снятых с иконостаса… еще росписи — на западной грани северо-восточного столба оказались фигуры ангелов и праведника. И похоже, объясняет Алексей Барков, расписанной была вся стена, выходившая в основное пространство.

Но и это далеко не все тайны.

— Секретов много,— говорит Барков.— Один из главных, пожалуй, это то, каким был собор Ивана Калиты (существовавший до собора, построенного Фиораванти.— «О»). Есть шанс расширить эти сведения за счет новых археологических исследований.

Среди загадок, о которых обычно упоминают в связи с Успенским собором,— и местонахождение утраченной могилы московского князя Юрия Даниловича. По прикидкам специалистов, она должна быть в алтаре Дмитровского придела. Однако в XIX веке, когда в собор провели отопление в виде кирпичных коробов, весь культурный слой там был перемешан. Сохранилась ли могила? Ответ на этот вопрос, похоже, придется искать во время следующих реставраций.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алюминиевый век Алюминиевый век

История учит нас, что человечество достигло настоящей цивилизации

Наука и жизнь
Место встречи Место встречи

Когда пришли гости или семья собралась вместе, происходит это в главной комнате

SALON-Interior
Такие пироги… Такие пироги…

Лотарингский киш для гурманов — достойная альтернатива фастфуду

Вокруг света
6 типов неверности: какие из них мы можем простить? 6 типов неверности: какие из них мы можем простить?

Рано или поздно измена появляется в жизни 25% пар, которые считались крепкими

Psychologies
Porsche Taycan. Создание новой реальности Porsche Taycan. Создание новой реальности

Что может пригодиться в условиях стремительно меняющейся реальности?

4x4 Club
Джорджия Хантер: День, когда мы были счастливы. Отрывок из романа Джорджия Хантер: День, когда мы были счастливы. Отрывок из романа

Сюжет книги основан на реальных событиях. «Сноб» публикует первую главу

СНОБ
Бабочка огня: откуда пришли женщины «янь» Бабочка огня: откуда пришли женщины «янь»

Есть женщины, из которых энергия бьет ключом

Psychologies
10 смертельных инноваций Первой мировой войны 10 смертельных инноваций Первой мировой войны

Первая мировая война показала, что прогресс способен быть убийственным

Популярная механика
Соединяем провода за 30 секунд с помощью колпачков СИЗ Соединяем провода за 30 секунд с помощью колпачков СИЗ

СИЗ – что это за колпачки и почему их так любят электрики

CHIP
Заразно или нет? Заразно или нет?

Любое общественное место буквально кишит бактериями – это очевидно

Домашний Очаг
Подарок Белоруссии. Зачем Москва безвозмездно передает Минску по $20 млн в год Подарок Белоруссии. Зачем Москва безвозмездно передает Минску по $20 млн в год

Безвозмездные квоты на вылов Белоруссией рыбы в Балтийском и Баренцевом морях

Forbes
Приключения авантюриста и каналокопателя Фердинанда де Лессепса Приключения авантюриста и каналокопателя Фердинанда де Лессепса

Человек, который ухитрился уместить в свою жизнь главный триумф и главный провал

Maxim
«После «Триггера» я ушел из театра»: актер Матвеев о том, как его изменил сериал, созданный на кейсах бизнес-коуча «После «Триггера» я ушел из театра»: актер Матвеев о том, как его изменил сериал, созданный на кейсах бизнес-коуча

В феврале «Первый канал» начал показывать сериал «Триггер»

Forbes
Евгений Капьев: «Бумажная книга на сто процентов жизнеспособна» Евгений Капьев: «Бумажная книга на сто процентов жизнеспособна»

Как книги противостоят всей остальной индустрии развлечений

Эксперт
«Ковен дур». Новые романы и рассказы участниц литературного стендапа «Ковен дур». Новые романы и рассказы участниц литературного стендапа

Рассказы четырех молодых писательниц

СНОБ
Андрей Левкин: Голые мозги, кафельный прилавок Андрей Левкин: Голые мозги, кафельный прилавок

Фрагмент новой книги Андрея Левкина «Голые мозги, кафельный прилавок»

СНОБ
Что вам нужно знать о докторе Антоне Криворотове Что вам нужно знать о докторе Антоне Криворотове

Стоматолог, который серьезно увлекается музыкой и поддерживает экодвижение

GQ
Девушка в саркофаге: как я живу с клаустрофобией и агорафобией Девушка в саркофаге: как я живу с клаустрофобией и агорафобией

Медиахудожница рассказывает о своей жизни с агорафобией и клаустрофобией

Cosmopolitan
Время женщин Время женщин

Мировой капитал, сосредоточенный в руках женщин, превысит мужской капитал

Robb Report
Черные дни Донбасса Черные дни Донбасса

Главные невоенные фото украинской войны

Русский репортер
Семь смертных страхов Семь смертных страхов

Людей XXI века все сильнее пугают происходящие в мире перемены

GQ
Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике

Социологи и экономисты не зря пристально анализируют демографические показатели

Forbes
Как работает огнеметная система «Солнцепек» Как работает огнеметная система «Солнцепек»

«Солнцепек» тяжелая огнеметная система, обладающая незаурядной мощью

Популярная механика
Как петербургский стартап спас 1,5 тонны еды от помойки и заработал 4 млн рублей. Бизнес-план eatme Как петербургский стартап спас 1,5 тонны еды от помойки и заработал 4 млн рублей. Бизнес-план eatme

Основатель eatme: как превратить социальную инициативу в бизнес

Forbes
«Мир стал иным» «Мир стал иным»

Академик Александр Дынкин — о Мюнхенской конференции

Огонёк
Светодиодная революция добралась до теплиц Светодиодная революция добралась до теплиц

Революционная технология освещения теплиц позволяет получать хорошую урожайность

Эксперт
Как подключить компьютер к телевизору? Как подключить компьютер к телевизору?

Хотите посмотреть фильмы или запустить игру на большом экране?

CHIP
Лучшие друзья девочек — виртуальные алмазы. Гид для родителей по соцсети Likee Лучшие друзья девочек — виртуальные алмазы. Гид для родителей по соцсети Likee

Likee сделано для лиц старше 16 лет, оно известно как «TikTok для маленьких»

СНОБ
Простые вещи Простые вещи

Денис Шевченко к 30 годам прошел путь от челнока до владельца модного бренда

Forbes
«Последняя охота» Жана-Кристофа Гранже: отрывок из последнего романа о комиссаре Ньемане «Последняя охота» Жана-Кристофа Гранже: отрывок из последнего романа о комиссаре Ньемане

Первые главы нового детективного романа мэтра европейского детектива

Forbes
Открыть в приложении