Грузинские «воры в законе» стали европейской проблемой

ОгонёкОбщество

Сходняк по безвизу

Георгий Двали, Тбилиси

Введение безвиза стало праздником для всей Грузии и особенно для ее криминалитета. Фото Anadolu Agency / Getty Images

Несмотря на отчаянные усилия грузинских властей, в том числе введение уголовного наказания за способствование нелегальной эмиграции в Европу и ужесточение контроля на границах, официальные представители ЕС и государств — членов европейского союза все громче предупреждают Тбилиси о вероятности отмены безвизового режима. Основной причиной, наряду с ростом числа просителей убежища, считается высокий уровень преступности среди выходцев из Грузии и специфический феномен грузинских «воров в законе», обосновавшихся в Европе и возглавивших целые синдикаты, промышляющие кражами.

Либеральное европейское законодательство, в отличие от жесточайшего «антиворовского закона», действующего в самой Грузии, не позволяет эффективно бороться с вожаками преступного мира, которые успешно рекрутируют все новых «бойцов» с исторической родины. Эта «новая реальность» европейцев уже не просто настораживает, а всерьез пугает. Но никто при этом не готов признать: коллизия не возникла вдруг, «процесс» шел годами…

Венская премьера

В далеком 1998 году я был в Вене в составе «журналистского пула», сопровождавшего президента Эдуарда Шеварднадзе. Помню встречу с сотрудником посольства Грузии в Австрии в красивом холле пятизвездочного венского отеля. Обведя глазами роскошное пространство, обставленное дорогой французской мебелью в стиле Людовика XIV, дипломат сказал печально: «Вот здесь они часто собираются для разговора...»

«Они» — грузинские «воры в законе», облюбовавшие в то время именно Вену и этот вот холл люксового отеля: здесь «законники» проводили свои «сходняки», сидя кружком, как в какой-нибудь камере исторической Ортачальской тюрьмы — одной из «колыбелей» воровских «понятий» всего СССР. «Австрийцы нас так ненавидят...» — тем же незабываемым тоном продолжил сотрудник посольства. «Нас» — имеется в виду тех, с кем ассоциировался в местном сознании криминальный синдикат или, как говорят на постсоветском пространстве, «этническая преступная группировка». Это до какой же степени отвращения надо было довести послевоенное, безоговорочно толерантное австрийское общество, чтобы такая оценка сложилась?!

Почему именно Вена стала первым европейским пристанищем грузинских «авторитетов» еще в 1990-х — сразу после распада советской империи,— понятно. В раннегорбачевскую эпоху австрийцев угораздило сделать первую крупную инвестицию еще в советскую Грузию: они построили в Тбилиси гостиницу «Метехи». Уже тогда, в 1987-м, «инвестиция» не обошлась без внимания «авторитетных людей», использовавших любую возможность для легализации капитала, накопленного в эпоху «цеховиков» и «левого» производства. Ни один крупный вопрос без их участия решиться не мог, европейцам же отличить «вора в законе» от «бизнес-партнера» было трудно. А в хаосе, наступившем после кровопролитной гражданской войны 1992–1993 годов, стало и вовсе невозможно: «партнер» предъявлял документы с подписью бывшего министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе и просил выдать австрийскую визу для многочисленных сотрудников «совместного, австро-грузинского предприятия».

История с Metekhi-Palace завершилась логично: страшным убийством средь бела дня в центре Вены во время одной из «разборок» между гостями из Грузии. Благополучная Вена была в шоке: не только от стрельбы на улице, но и от причастности к убийству сына знаменитого на всю Австрию и Европу оперного баса Пааты Бурчуладзе (как выяснила позже полиция, он не смог отказать в ночлеге знакомым пацанам, приехавшим в Вену специально для устранения владельца крупного пакета акций отеля).

После первого «звонка» звучали другие, причем число их с годами множилось, а резонанс возрастал. Австрию особо потрясло дерзкое ограбление дома известного скрипача Христиана Альтенбургера: шесть выходцев из Грузии «обнесли» его квартиру, украв в том числе скрипку работы Антонио Страдивари стоимостью в 2,5 млн евро. Преступников удалось поймать только благодаря тому, что часть похищенных драгоценностей они пытались отправить на родину обычной посылкой — в заклеенном скотчем чемодане с грузинскими надписями.

Австрийская пресса выяснила, что кроме квартиры Альтенбургера грузинские «домушники», действовавшие по строго разработанной системе, обокрали десятки других домов, унеся ценностей еще на миллион евро. Специалисты не сомневались: эти шесть «бойцов» — лишь «рядовые» криминальной армии, но своих «генералов» они, конечно, не сдали, хотя и получили длительные тюремные сроки.

Особая статья

Что касается «генералов», то почти все самые известные в постсоветскую эпоху «воры в законе» — выходцы из Грузии. Широкой публике по криминальным сводкам хорошо известны некоторые имена: Захарий Калашов (Шакро Молодой), Аслан Усоян (Дед Хасан), Лаша Шушанашвили (Павлович — Лаша Толстый), Тариэл Ониани (Таро). На самом деле «законников» с грузинскими корнями много больше, и сегодня большинство из них облюбовали Европу, попав туда по проторенной уже три десятка лет назад «венской дороге».

В Грузию им путь заказан: в 2005 году по инициативе тогдашнего президента Михаила Саакашвили парламент принял уникальный для мировой практики закон «Об организованной преступности и рэкете», называемый в обиходе «законом против воров». По этому закону и соответствующим поправкам в Уголовный кодекс человек может быть осужден на 5 лет тюрьмы за известный слоган «жизнь ворам», а сам законник — на 9 лет лишения свободы в изоляторе строгого режима не за конкретное преступление, а лишь только за подтверждение своего «статуса».

«Мы были вынуждены принять такой закон, хотя нас многие обвиняли за якобы нарушение презумпции невиновности»,— объяснил в беседе с «Огоньком» тогдашний директор информационно-аналитического департамента МВД Шота Утиашвили. По его словам, если бы не этот закон, «воры по-прежнему открывали бы пинком двери в кабинет беспомощных прокуроров» (это не образное сравнение: известен случай, как пресловутого Таро, почтившего Грузию визитом в конце эпохи Шеварднадзе, в аэропорту встречал начальник краевой полиции с букетом роз — для супруги высокого гостя).

Внешней аудитории разъяснить целесообразность новации было не просто: государства — партнеры Грузии на Западе не понимали, как можно сажать человека не за конкретное преступление, а, скажем, за татуировку «Вор — спит». Но власти в Тбилиси «трудности перево-да» не смущали, тем более что инициатива имела успех: опасаясь ареста и 9 лет в специзоляторе строгого режима, сотни (!) «законников» сбежали из Грузии еще во время первого чтения закона.

Посадить по новой статье УК удалось лишь несколько «значимых» персон — тех, кого экстрадировали в Грузию из других стран, хотя, по официальной статистике, с 2005 года по сей день по ст. 223 УК Грузии («Статус „вора в законе“ и членство в воровском мире») осуждены около 160 граждан. В основном это те, кто, живя в Грузии, выполнял различные поручения воров, эмигрировавших в Европу, либо участвовал в «дискуссиях» по Skype и Viber, собирал «общак» и вымогал деньги в «котел». Большинство осуждены по ч. 2 и ч. 3 «воровской» статьи (квалификация «участие в воровских собраниях» и «поддержка воровского мира»).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как получить лицензионную Windows 10 бесплатно Как получить лицензионную Windows 10 бесплатно

Последняя версия самой популярной операционной системы прошла проверку временем

Популярная механика
Сибирский аншлаг Сибирский аншлаг

Как в маленьком сибирском городе построили одну из лучших театральных площадок

Огонёк
Как наследница империи L'Oréal стала богатейшей женщиной мира Как наследница империи L'Oréal стала богатейшей женщиной мира

Состояние Франсуазы Бетанкур-Майерс увеличилось на $7,1 млрд

Forbes
Игры в облаках: зачем Nvidia покупает производителя сетевых устройств за $6,9 млрд Игры в облаках: зачем Nvidia покупает производителя сетевых устройств за $6,9 млрд

Вспомогательное оборудование, о котором знает не каждый пользователь

Forbes
Похитители времени Похитители времени

Почему ты весь день крутишься на работе, а дела остаются невыполненными

Лиза
Извините, подвиньтесь Извините, подвиньтесь

В светский мир прорвались финалистки шоу «Холостяк» и конкурса «Мисс мира»

Tatler
Искусственное вскармливание: основные правила Искусственное вскармливание: основные правила

Как подобрать смесь, чтобы у малыша не возникло проблем со здоровьем?

9 месяцев
Как Фаррелл Уильямс приучает нас к странной моде Как Фаррелл Уильямс приучает нас к странной моде

Певец поддерживает даже самые безумные тренды

GQ
Ода современному жителю мегаполиса — в новой кампании универмага «Цветной» Ода современному жителю мегаполиса — в новой кампании универмага «Цветной»

Столичный универмаг начинает сезон весна-лето 2019 с непринужденности

Vogue
Конкурент с Ямала. Как «Новатэк» потеснил «Газпром» в Европе Конкурент с Ямала. Как «Новатэк» потеснил «Газпром» в Европе

Снижение поставок трубопроводного газа ведет к потерям российского бюджета

Forbes
40 лет процветания: истребитель F-16 Fighting Falcon 40 лет процветания: истребитель F-16 Fighting Falcon

Выпуск истребителя F-16 Fighting Falcon продолжается до сих пор

Популярная механика
Именем короля Именем короля

Что же скрыто среди тысячи слоев «Наполеона»

Добрые советы
«Капитан Марвел»: как продюсеры продвигали фильм, чтобы мы пошли в кино «Капитан Марвел»: как продюсеры продвигали фильм, чтобы мы пошли в кино

История создания сольного фильма в киновселенной Marvel о женщине-супергероине

Esquire
«Мы» Джордана Пила – новый приговор «белой» Америке «Мы» Джордана Пила – новый приговор «белой» Америке

Режиссер разыгрывает двухактную страшную сказку

GQ
Прожектор Shortparis Прожектор Shortparis

Встреча в фуд-корте с главной авангардной группой поколения Shortparis

Esquire
Дом с историей Дом с историей

Мы побывали в загородном доме у адвоката Александра Добровинского

SALON-Interior
Дерзкий малый: тест Toyota C-HR Дерзкий малый: тест Toyota C-HR

Стоило ли так долго ждать самую яркую «Тойоту»

Популярная механика
«Прометей» для всей страны: компания Маттиаса Варнига и «Ростех» создают национальную противопожарную систему «Прометей» для всей страны: компания Маттиаса Варнига и «Ростех» создают национальную противопожарную систему

Создаваемый оператор противопожарных систем собирается усилить контроль за ТЦ

Forbes
11 лучших фильмов против весенней хандры (обязательны к просмотру) 11 лучших фильмов против весенней хандры (обязательны к просмотру)

Эти фильмы — лучше всяких антидепрессантов!

Playboy
Мировая житница: доходы России от экспорта зерна увеличились на 40% Мировая житница: доходы России от экспорта зерна увеличились на 40%

Лидерство по поставкам зерновых в 2018 году сохранили США

Forbes
Как выглядеть умнее в разговоре Как выглядеть умнее в разговоре

Публичные выступления — это всегда стресс

Maxim
Скромность не украшает? Скромность не украшает?

Действительно ли скромность — достоинство, а не порок?

Psychologies
Как всегда! Как всегда!

Женевский автосалон по-прежнему многолюден и насыщен яркими новинками

АвтоМир
Как две капли воды Как две капли воды

Этих звезд легко представить в роли братьев или двойников самих себя

Лиза
Суд над праведником Суд над праведником

Шура Буртин о смысле суда над Оюбом Титиевым

Русский репортер
Выжившие в ДТП сфотались в гриме и рассказали, как это было. Что их спасло? Ремни Выжившие в ДТП сфотались в гриме и рассказали, как это было. Что их спасло? Ремни

После этого вы всегда будете пристегиваться в машинах!

Playboy
Короли Уолл-стрит. Самые успешные трейдеры по версии Forbes Короли Уолл-стрит. Самые успешные трейдеры по версии Forbes

Заработать смогли те трейдеры, который полагаются на математические модели

Forbes
7 причин, почему мужчины набирают вес после того как его сбросили (и все еще хуже) 7 причин, почему мужчины набирают вес после того как его сбросили (и все еще хуже)

Что делать, если после похудения вес неожиданно вернулся

Playboy
Новое платье короля Новое платье короля

Меган Маркл вот-вот начнет задавать тон и в детской моде

Vogue
Артем Попов: Блокчейн в помощь: куда инвестируют миллениалы Артем Попов: Блокчейн в помощь: куда инвестируют миллениалы

Способны ли сервисы на базе блокчейн-технологий стать альтернативой банкам

СНОБ
Открыть в приложении