Ревю
Работа длиною в жизнь
Как привлечь молодежь в традиционные секторы экономики и вырастить настоящих профессионалов, «Огонек» узнал, ознакомившись с кадровой политикой компании Лукойл
Мир стоит на пороге уникального события: скоро количество неработающих людей на планете превысит число работоспособных. Россия не исключение: уже в 2030 году число трудоспособных россиян моложе сорока лет сократится на 9,3 млн. В этой ситуации именно люди, а не производственные мощности или технологии становятся тем ресурсом, за который будут бороться компании в ХХI веке. При этом требования к самим специалистам растут день ото дня: если раньше то же знание английского языка и знакомство с международными бизнес-подходами были хорошим дополнением к компетенциям, то сегодня это элементарное выполнение правил приличия.
Как же развивать экономику в условиях столь жесткого дефицита квалифицированных кадров? Во всем мире формируется новая парадигма работы с персоналом, которую осваивают наиболее дальновидные компании. Условно ее можно обозначить так: если раньше работодатели закидывали в океан сеть, чтобы выловить «золотую рыбку», то теперь эту рыбку нужно выращивать самому. То есть компания должна не только привлечь перспективного кандидата, но и помогать ему постоянно профессионально расти — только так можно остаться на плаву в конкурентном мире.
В России такая концепция приживается с трудом: по оценке директора Центра трудовых исследований НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Владимира Гимпельсона, свою квалификацию каждый год повышают всего 15 процентов работников, и это, как правило, врачи и учителя, которые проходить стажировки обязаны по существующим стандартам. Непрерывное образование для сотрудников в других отраслях пока остается роскошью. Тем не менее, уверены эксперты, рынок труда скоро расставит все по местам, и в итоге выиграют компании, которые активно вкладываются в интеллектуальный капитал своих сотрудников — будущих или настоящих. А лидерами станут те, кто это уже делает.
Например, компания ЛУКОЙЛ уже сегодня активно сотрудничает с 60 партнерами среди образовательных организаций по всему миру. Разнообразие подходов поражает: для школьников в «нефтяных» регионах специалисты компании проводят экскурсии на производство, открытые уроки и мастер-классы в музеях. В ведущих вузах России работают базовые кафедры ЛУКОЙЛа, внутри компании создана эффективная система профессионального роста, а управленческий персонал может получить дополнительное бизнес-образование в престижных российских и иностранных университетах.
Все это складывается в объемное представление о том, как именно в современном мире возможно вырастить поколение профессионалов, которое действительно сможет обеспечить стране экономический рост.
Кино не для всех
Представьте себе небольшой уютный зал, оснащенный по последнему слову визуальной техники: 3D-эффекты позволяют оказаться внутри геологического разлома, увидеть, как залегает углеводородное сырье, и наглядно рассмотреть весь процесс добычи топлива. Это не кинопремьера, это — лекция на кафедре моделирования физико-технологических процессов разработки месторождений Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, созданная на базе ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг». Базовые кафедры компаний в вузах — передний край современного образования. Уникальный зал пространственной визуализации с 3D-технологиями используют как для научно-исследовательской работы, так и для обучения студентов. Ребята уходят под впечатлением — одно дело воспринимать сухие факты, которые преподаватель излагает с кафедры, совсем другое — виртуальное погружение в предмет.
— Такая форма позволяет максимально приблизить учебный процесс к производственной деятельности,— рассказывает начальник управления оценки и развития персонала ПАО «ЛУКОЙЛ» Олег Романовский,— и сделать обучение более эффективным благодаря использованию реальных производственных задач и кейсов. Такое обучение, конечно, является более насыщенным и интересным, что потенциально способствует привлечению талантливой молодежи.
Для вуза такое сотрудничество не только выгодно, но и престижно. Ведь именно бизнес способен привнести в обучение то, что традиционно необходимо выпускникам: связь теории с практикой. Бизнес ориентирует образование на актуальные потребности, делает его более мобильным и конкурентоспособным. У ЛУКОЙЛа есть несколько базовых кафедр, неизменно пользующихся популярностью у студентов. Так, в самом известном профильном вузе — Университете нефти и газа имени Губкина помимо кафедры моделирования физико-технологических процессов разработки месторождений открыты кафедра инновационного менеджмента и кафедра возобновляемых источников энергии. В Перми базовая кафедра Пермского национального исследовательского политехнического университета — нефтегазового инжиниринга образована в филиале ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ПермНИПИнефть». Кафедра Астраханского ГТУ — теплоэнергетики и теплотехники работает в ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго». Кафедра инновационных технологий строительства скважин Тюменского индустриального университета открыта в филиале ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть». Лучшие студенты и преподаватели получают специальные ЛУКОЙЛовские стипендии и гранты, а более 3 тысяч студентов ежегодно проходят практику на предприятиях, что зачастую определяет выбор места работы.