В мире пересматривают стандарты красоты

ОгонёкМода

Неделя | Эпицентр

Прекраснее идеала

В мире пересматривают стандарты красоты: на смену молодым моделям-худышкам идут дамы plus size и их возрастные коллеги. Что теперь будет считаться красивым, разбирался «Огонек»

Материалы подготовили Кирилл Журенков, Мария Портнягина

В нынешнем году индустрия моды и красоты, похоже, оказалась не перепутье, и это символично: 65 лет назад в США провели первый конкурс «Мисс Вселенная», пора подводить итоги. Среди состязаний так называемой «Большой четверки» (куда также входят «Мисс мира», «Мисс интернешнл» и «Мисс Земля») этот конкурс едва ли не самый авторитетный. Ну, например, именно «Мисс Вселенная», проведенная летом 1952 года, подтолкнула конкурентов сделать свои смотры регулярными, то есть фактически запустила гонку конкурсов. Главное, впрочем, в другом — «Мисс Вселенная» все эти годы задавала миру стандарты женской красоты, соревнуясь не только с состязаниями-конкурентами, но и с модной индустрией, с кино, а теперь еще и с интернетом, ведь соцсети сегодня — ключевой элемент в оценке прекрасного.

Кому же доверять в вопросах красоты теперь, когда само это понятие, похоже, размывается? В этом попытались разобраться социологи из Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (СанктПетербург), они изучали сотрудничество моделей и модных журналов с 1975 по 2015 год. Их работа, похоже, подвела черту под целой эпохой: с начала 2010-х на обложках стало появляться все меньше новых, еще не примелькавшихся моделей, а на первый план в индустрии вышли фэшн-блоги и интернет. Более того, на наших глазах стали меняться привычные стандарты красоты: в журналах все больше моделей старшего возраста, женщин plus size (то есть пышных дам) или тех, кто выглядит «авангардно».

С 1960-х, когда был сделан этот снимок претенденток на звание «Мисс Вселенная», стандарты красоты поменялись уже не раз
Фото: Agence France Presse / Getty Images

Именно соцсети начинают задавать сегодня новые стандарты, отмечают СМИ: к примеру, набирает обороты движение за «естественную красоту» — дамы-блогеры (как американка Морган Микенас), не стесняясь, демонстрируют небритые ноги, заросшие подмышки или шрамы. Основной посыл: пора отвергнуть застарелые стереотипы, и вообще, каждый должен делать так, как ему удобно. Примерно то же звучало и сто лет назад — в революцию.

— Стандарты красоты диверсифицируются, что во многом связано с распространением феминистских идей,— говорит Маргарита Кулева из НИУ ВШЭ.— Вспомните рекламу Nike на тему популярной советской песни «Из чего же сделаны наши девчонки» (вместе традиционных «платочков и клубочков, загадок и мармеладок» в рекламном тексте предлагают свой вариант: «из железа, из стремлений, из самоотдачи и сражений».— «О») или кампанию Dove «Будь собой»... Парадокс в том, что сами эти тенденции пока не приобрели широкой поддержки, например популярные бренды не спешат выпускать расширенные коллекции. То есть plus size на обложке — еще не признак революции.

И тем не менее миру моды приходится подстраиваться под новую идеологию красоты, в мае во Франции вступили в силу жесткие законы, касающиеся модельного бизнеса: от моделей теперь требуется медицинская справка, подтверждающая, что их индекс массы тела в пределах нормы (то есть не менее 18,5), за нарушение работодатель может заплатить штраф в 75 тысяч евро! А еще на отретушированных фотографиях в СМИ с октября должно быть это указано... Франция всегда задавала главные модные тенденции, так случилось и на этот раз: в сентябре корпорации Kering и LVMH, отвечающие за такие популярные бренды, как Gucci, Yves Saint Laurent или Louis Vuitton, выступили с совместным заявлением о запрете на наем моделей, размер одежды которых меньше XXS, а также младше 16 лет (для взрослых съемок). И похоже, это только начало...

Что принято считать красивым в России? Вопрос непраздный, в сферу неизведанного наши специалисты заглянули лишь совсем недавно. Первой оказалась преподаватель Южного федерального университета Дарья Погонцева: несколько лет назад она впервые в стране провела исследование понятия женской красоты. Момент был выбран не случайно: в конце 2000-х мы переживали настоящий бум прекрасного: открывались бьюти-салоны, клиники эстетической хирургии, росло количество соответствующей рекламы — россияне были увлечены улучшением своей внешности. Вопрос в том, какого именно идеала мы хотели достичь? Чтобы ответить на него, эксперт опросила 464 человека, попросив дать определение женской и мужской красоте.

— У каждого, как оказалось, этот идеал свой, однако кое-что общее выделить все-таки можно,— говорит Дарья Погонцева.— Если говорить об идеальной женщине, то она должна быть не слишком низкая, но и не слишком высокая (идеально, чтобы ниже мужчины), не слишком худая, но и не слишком пышная... Вес, рост, все подобные показатели оказались усреднены. По цвету волос чуть популярнее брюнетки, от темно-русого и темнее. При этом тот или иной словесный стереотип сильно отличался от реального представления о красоте. Спрашиваешь мужчину, какой должна быть идеальная женская фигура, он отвечает про 90–60–90, просишь нарисовать, фигура оказывается совсем другой. Или, допустим, цвет волос: мужчины часто путают оттенки, что для женщин, напротив, очень важно.

На что ориентируются наши мужчины, когда говорят о своем идеале женской красоты? Оказывается, это вовсе не модели, первые места — у актрис. Одри Хепберн, Мэрилин Монро, Анджелина Джоли — их имена во время опроса звучали чаще всего, мужчины постарше называли и русских красавиц — Валентину Толкунову, Ирину Алферову...

— Победительниц конкурсов красоты не назвал никто,— говорит эксперт.— Топовых моделей вспомнили единицы. Очевидно: модельно-подиумный формат уже не задает у нас понимание красоты. Да и сам стандарт 90–60–90, популярный в 1990-е благодаря фитнес-урокам Клаудии Шиффер, давно сменился. Как сменилась и анорексичная худоба Кейт Мосс, характерная для 2000-х. Мы движемся к эталону среднестатистической женщины, которая ухаживает за собой.

Надолго? Эксперты разводят руками: мода развивается волнообразно и пока однозначно можно быть уверенным лишь в одном — очередная модная революция не задержится. 

Брифинг

Марина Бутовская,
завцентром
кросс-культурной
психологии и этологии
человека ИЭА РАН

С одной стороны, стандарты красоты меняются, а с другой — существуют универсальные критерии красоты. Эти критерии отражают определенные параметры. Первый — принадлежность к определенному полу, то есть мужчины должны выглядеть мужественно, а женщины — женственно. И есть общие критерии, которые говорят о физическом здоровье,— это гладкая кожа, отсутствие уродств на теле и на лице. Для женщины очень важна, а для мужчин менее значима, но при прочих равных тоже используется информация о возрасте, потому что молодые более привлекательны. Это базовые вещи.

Источник: «Радио Свобода»

 

Питер Линдберг,
немецкий фотограф

Понятие «красота» коммерциализировано. Идеал современной красоты — это в первую очередь то, что идеально подходит для продажи. Для меня, когда я работал над календарем Пирелли, главное было — показать, насколько прекрасно естественное. Одно из определений красоты для меня — если ты себя принимаешь, то ты всегда прекрасен. Это самая простая формула красоты — набраться смелости быть собой. В этом случае абсолютно невозможно быть некрасивым. Все эти идеальные отретушированные лица — это никто, этого человека не существует. Как это может быть красивым?

Источник: «Коммерсантъ Стиль»

 

Наталья Мантурова,
завкафедрой РНИМУ
им. Н.И. Пирогова

Нельзя русским женщинам навязывать современные эталоны сексуальности и привлекательности! Сверхразвернутые скулы, сильно увеличенные губы, слишком приподнятые брови… Эти общепринятые стандарты действительно приводят к барбизации самого понятия красоты. <…> Русские женщины — самые красивые в мире! Они многоликие, очень разноплановые по структурности и форме лица. Их черты могут быть нежными и яркими, мягкими и дерзкими. В России необыкновенно разнообразная цветовая гамма глаз. Но все же главная прелесть лиц наших женщин — одухотворенность и правдивость.

Источник: «РИА Новости»

Детали

Равнение на поп-звезд

Идеалы женской красоты в современном мире диктует массовая культура, прежде всего через кино и телевидение

Источник: www.imdb.com, www.fashionmodeldirectory.com, «РИА Новости», соб. инф.

Опрос

Ум — страшная сила?

Кто сказал, что ум в женщине — не главное? Значительная часть российских мужчин готовы с этим поспорить

Источник: ВЦИОМ, 2017 год

Экспертиза

Полюса красоты

Мэган Виртанен,
историк моды,
коллекционер
Фото: из личного
архива

Стандарт женской телесной красоты на протяжении вот уже столетия постоянно колеблется между двумя полюсами. В периоды социальных революций, когда резко меняются взгляды на то, как устроен мир, в моду входит подростковый идеал тела — так было и в 1920‑е, и в 1960-е, и в 2000-е. Отказ от опыта предыдущих поколений символически выражается в визуальном «отказе от взросления». Как только экономическая и политическая ситуация усложняется, идеал резко «взрослеет», и модной становится фигура взрослой женщины, эталонные «песочные часы». Во времена экономической депрессии или войны на первый план выходит образ ответственного взрослого: вот и сегодня экономический кризис, развивающийся с 2008 года, закономерно приводит нас к новому пониманию телесной красоты. Мода на плюс-сайз будет набирать обороты вплоть до новой социальной или технологической революции, которая вновь вернет нас к моде на худобу. Конечно же существуют нюансы, зависящие от духа конкретной эпохи. Так, в начале 1930-х, когда телесный идеал по сравнению с предыдущей эпохой «повзрослел», в моде все же оставались узкие бедра. Объяснение простое — тяжелейшая экономическая ситуация не предполагала идеала плодовитой женщины, а именно так символически считываются в нашей культуре широкие бедра. Только во второй половине 1930-х идеальные бедра, наконец, обретают округлость...

Еще одним нюансом является мода на размер груди. Большая грудь ассоциируется с материнской, это своего рода символ безопасности. Она входит в моду в периоды, когда в воздухе разлита тревожность. Не прямая угроза, но именно постоянное ожидание опасности. Так было в 1950-е, когда мир напряженно ожидал начала ядерной войны, так же случилось и в 2000-е после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке и возникновения угрозы международного терроризма.

Стоит отдельно сказать и о конкурсах красоты. Это уже порождение индустриализации. Впервые они появились в 1920-е и отлично отражали дух эры машин, иначе говоря, конвейерный подход к телу, которое, словно деталь на заводе, должно вписываться в заранее заданные стандарты. Появление международных конкурсов в 1950-е годы стало высшей точкой развития этого явления — соревноваться и вписываться в единый стандарт предлагалось уже представительницам разных национальностей. Естественные различия разных этносов по типу фигуры перестали учитываться, общие идеалы были провозглашены для всего мира. Влияние самих конкурсов сильно уменьшилось за последние десять лет, но все же для многих женщин эти стандарты остаются своего рода компасом — к чему стремиться.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

24 часа наедине с мужчиной 24 часа наедине с мужчиной

Всякий уважающий себя самец должен круглые сутки быть на высоте

Playboy
Куда приводят мечты Куда приводят мечты

Практики формирования намерения

Yoga Journal
«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
Понятие растяжимое Понятие растяжимое

Мастер-класс по стретчингу

Glamour
Авокадо Авокадо

Авокадо – обязательный ингредиент в любом ресторанном меню

Здоровье
Хватит капризничать! Хватит капризничать!

Что делать с проявлением детских негативных эмоций

Лиза
Собрано в России Собрано в России

Неутомимый и нестареющий Федор Бондарчук

Glamour
Наведем порядок! Наведем порядок!

Уборка обладает целительными свойствами

Psychologies
Жили и жили Жили и жили

Век революции в портретах человека, дома, города

Русский репортер
Porsche 718 Cayman S Porsche 718 Cayman S

Гимн удовольствию от вождения, динамика в движении и эксклюзивные технологии

Quattroruote
5 причин открыть семейный счет 5 причин открыть семейный счет

Деньги сами по себе не делают нас счастливыми. Но возможности, которые они дарят, а главное, умение ими грамотно распорядиться позволяют чувствовать себя независимыми и получать удовольствие от жизни. Семейный счет в банке — один из таких полезных инструментов. Управление им — ценный навык, который придает уверенности и помогает наладить отношения с близкими людьми. Как это работает?

Psychologies
Чемоданное настроение: куда поехать на зимние каникулы? Чемоданное настроение: куда поехать на зимние каникулы?

Длинные праздники – отличный повод сбавить темп, сменить обстановку и набраться впечатлений на несколько месяцев вперед. Осталось только решить, где это сделать.

Psychologies
Как все запутано Как все запутано

«Зачем просто, если можно сложно?»

Psychologies
«Будущее за теми, кто постоянно учится» «Будущее за теми, кто постоянно учится»

Самообразование – не просто модное поветрие, а вызов времени. Успех приходит к тем, кто находится в постоянном поиске знаний. Как освоить искусство life-long learning и чем в этом могут помочь онлайн-курсы? Об этом мы поговорили с экспертом по рекрутингу Аленой Владимирской и директором по развитию бизнеса компании Coursera Никилом Синха.

Psychologies
Nissan Juke – Renault Kaptur Nissan Juke – Renault Kaptur

Один из бестселлеров Renault и вернувшийся на российский рынок кроссовер Nissan

АвтоМир
Аж вся светится Аж вся светится

Лукерья Ильяшенко похожа на нас — фотографирует котов и борется с комплексами

Glamour
Тревожный ботаник. Джесси Айзенберг Тревожный ботаник. Джесси Айзенберг

Странный парень, известный по картинам "не для всех" стал новым Лексом Лютором

Караван историй
Пусть говорит Пусть говорит

Резидент Stand Up Елена Новикова про Новый год

Cosmopolitan
Жар-птица Жар-птица

Ульяна Сергеенко впервые рассказала быль о своем разводе

Tatler
Опасные порывы Опасные порывы

Что делать с неожиданными хобби партнеров

Cosmopolitan
Роберт Редфорд Роберт Редфорд

Как стать самым стильным мужчиной в Голливуде, не увлекаясь модой

Esquire
По моему веленью По моему веленью

Наши мечты – не просто фантазии, а руководство к действию

Cosmopolitan
Громче, чем бомбы Громче, чем бомбы

Светлана Лобода рассказала нам о планах, которые надо осуществить

Glamour
Новые аккумуляторы для автомобилей Новые аккумуляторы для автомобилей

Инновационные технологии в мире автомобильных аккумуляторов и источников питания

CHIP
«Просто расслабься!» Почему это важно и как этому научиться «Просто расслабься!» Почему это важно и как этому научиться

Мы отлично знаем, как напрячь тело: об этом рассказывают сотни пособий по накачиванию мышц. Но как запустить обратный процесс – расслабление, от которого зависит координация, гибкость, сила и здоровье?

Psychologies
12 лучших авто года по версии GQ 12 лучших авто года по версии GQ

Дюжина лучших автомобилей года

GQ
Письмо редактора Письмо редактора

Главный редактор – об исполнении желаний

Cosmopolitan
Асланбек Джалиев Асланбек Джалиев

Основатель продюсерского агентства Famely

GQ
Хотела летать Хотела летать

Ирина Иерусалимская всегда хотела быть только стюардессой

Домашний Очаг
Живучие не по правилам – 2 Живучие не по правилам – 2

Новая порция историй о реальных людях, выживших в катастрофических ситуациях

Maxim
Открыть в приложении