Неделя | Эпицентр
Покупай или проиграешь
Начавшийся в мире традиционный сезон праздничных распродаж, похоже, войдет в историю: впервые потребители потратят онлайн больше, чем офлайн, а очереди и драки в «черную пятницу» могут уйти в прошлое
Сезон рождественских распродаж открыт: на главной торговой улице Лондона — Оксфордстрит официально включили праздничную иллюминацию; в Париже старт покупкам дала Николь Кидман во время торжественной церемонии в легендарном магазине Le Printemps (присутствие какой-нибудь голливудской дивы — традиция мероприятия, в прежних сезонах тут побывали Кейт Уинслет, Ума Турман, Кейт Мосс). До начала главных американских распродаж тоже ждать недолго: в этом году так называемая черная пятница (то есть пятница после Дня благодарения) придется на 24 ноября, а значит, телевидение вновь отметится репортажами о шопоголиках, с ночи занимающих очереди в любимые магазины. Не обойдется и без привычных драк. На YouTube, к примеру, можно найти ролики с компиляцией магазинных боев прошлых лет: тут тебе и перетягивание коробок с техникой, и потасовки между дамами за модные вещи из последних коллекций, и раздраженные полицейские, выводящие особенно отличившихся дебоширов,— словом, все атрибуты традиционного потребительского ажиотажа. И все же нынешний год, похоже, станет переломным: предпочтения потребителей меняются, а сезон рождественских распродаж… размывается. Разберемся.
Каждый год популярное онлайн-издание Quartz обновляет свой «калькулятор», где фиксирует, когда именно стартуют рождественские распродажи на Оксфорд-стрит. Идея не претендует на суровую объективность, однако тенденцию тем не менее обозначает: если в начале 2000‑х торжественную церемонию устраивали ближе к началу декабря, то в 2015‑м это случилось 1 ноября, а в этом году — 7-го, то есть за 48 дней до Рождества! Не дожидаясь праздника, скидки объявили в ведущих британских магазинах, вроде Top Shop или Debenhams, всему виной конкуренция с китайцами. Ежегодная онлайн-распродажа в китайский «День холостяка», приходящаяся на 11 ноября, стала настолько масштабной, что даже в Старом Свете ей понадобилось что-то противопоставить. Доходит до абсурда: за пять месяцев до Рождества, 31 июля, в одном из главных лондонских магазинов Selfridges развернули настоящий рождественский базар с санта-клаусами и наряженными елками. И хотя в полной мере рождественскими распродажами это назвать нельзя, принцип тот же: если Рождество хорошо продается, значит, его наступление можно отметить и летом.
Еще один тренд: если раньше распродажи объявляли зимой и летом, то теперь их запускают в межсезонье — потребитель уже привык. Ему вообще хочется большего календарного выбора, и вот традиционные «сейлы» в США с некоторых пор начали открывать прямо в День благодарения, что уже вызвало споры. Глядя на меняющийся календарь, эксперты сходятся в одном: главный удар по традициям нанес интернет. Согласно Ассоциации потребительских технологий, 2017-й станет первым годом, когда жители США предпочтут «черной пятнице»... киберпонедельник, приходящийся на 27 ноября (51 процент против 38 процентов соответственно). — Популярность онлайн-распродаж в мире вполне объяснима,— говорит партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников.— Они предлагают куда более комфортную — без очередей и давки, без ограничений на пропускную способность и количество товара — альтернативу офлайновым распродажам.
Интересно, что в России, по словам эксперта, процесс как раз обратный: сначала идея распродаж под Рождество и Новый год была применена именно в интернете. Отечественные онлайн-ритейлеры первыми переняли опыт Amazon и Aliexpress, запустили российские «черные пятницы» и киберпонедельники, и лишь после этого аналогичные акции появились и в офлайн-магазинах.