После всего | Судьба
«Наверное, мы умели держать удар»
Потомок одного из самых известных княжеских родов России художник Иван Голицын — о том, как его семье удалось выжить и сохранить историческую память на протяжении многих веков
Поводом встретиться с Иваном Илларионовичем из знаменитого рода Голицыных стала выставка его деда, князя Владимира Михайловича Голицына, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Владимир Голицын иллюстрировал книги и журналы, в том числе знаменитый «Всемирный следопыт», изобретал и сам рисовал детские настольные игры, расписывал шкатулки и пеналы. Он, можно сказать, положил начало династии художников в знаменитой фамилии, хотя среди Голицыных кого только не было — и воеводы, и градоначальники, и воспитатели царей... И как все эти профессии и интересы уживались в одном роду?
С Иваном Илларионовичем мы встретились в знаменитом доме художников — «Красном доме в Новогиреево», и разговор сразу зашел о высоком.
— Давно ли князья Голицыны рисуют?
— У дворян не было принято зарабатывать живописью, актерством или, к примеру, знанием иностранных языков. Думаю, первой в роду живописью заинтересовалась моя прапрабабушка, Софья Николаевна Голицына. Она происходила из семьи Деляновых, ее дед был героем войны 1812 года (его портрет висит в знаменитой военной галерее Эрмитажа), отец — директором Лазаревского института (до революции высшее учебное заведение для армян в Москве.— «О»), муж, по которому она и стала Голицыной, — городским головой... Софья Николаевна была монархисткой и не признавала либеральных взглядов мужа и сына. А вот во всем, что касается культуры, напротив, была очень продвинутой. Устраивала рисовальные вечера, где бывали Серов, Поленов, Саврасов, Коровин... Брала уроки у Саврасова и сама выступала в качестве модели. Конечно, всерьез о профессии речи не шло — она рисовала акварелью, этакое дамско-натурное рисование. И все же в каком-то смысле Софья Николаевна была первопроходцем среди Голицыных.
— А как получилось, что рисовать начал ваш дед? Гены?
— Возможно. Рисованием он увлекался с детства, сохранились его альбомы с батальными сценами, кавалеристами, пехотинцами — все это так и могло остаться детской забавой. Но в 1917-м все рухнуло, а рисование стало способом выжить. Навыки, полученные в дворянской семье, вообще помогли многим Голицыным: им приходилось зарабатывать репетиторством, актерством, переводами... Но это не значит, что семье легко жилось: понятие «социально чуждого элемента» никто не отменял. Голицыным пришлось бежать из Москвы от голода и арестов в Богородицк, к Бобринским, с которыми они породнились (за одного из них вышла дочь моего прапрадедушки, Владимира Михайловича). Бобринские, напомню,— это потомки Екатерины Великой и ее фаворита Григория Орлова. Когда у них родился сын, его, по легенде, отправили за границу в бобровой шкуре — отсюда и фамилия. Так вот Бобринские тогда жили во флигеле собственного дворца и потеснились, чтобы дать крышу над головой Голицыным.
В Богородицке дед заведовал плакатной мастерской, работал художником в театре, именно оттуда он поехал на север. Чем он только не занимался! За роспись деревянных шкатулок был удостоен золотой медали на выставке в Париже в 1925 году — тогда искусство новой Советской России произвело настоящий фурор. Потом работал над приключенческим журналом «Всемирный следопыт» — его закрыли за излишний демократизм. Рисовал настольные игры: «Пираты», «Захват колоний», «Юнга»... Четыре раза деда арестовывали. Его вызволяли друзья-художники — Кончаловский, Щусев. Последний арест случился в 1941-м, а два года спустя дед умер в тюрьме, от истощения. В 1990-е, когда открыли архивы КГБ, удалось сделать копию следственного дела и узнать, что донос на него написал сосед. Причем вскоре, отправляясь в эвакуацию, сосед оставил у нас свою больную мать. Как это могло сочетаться, понять трудно.
Знакомые все лица
— Как я понимаю, Голицыны не только рисовали, но и позировали. Что стало с семейными портретами?
— Если вы о самых известных портретах Ивана Алексеевича Голицына и Анастасии Петровны Голицыной (Прозоровской), то с ними, к счастью, все в порядке. Их автор — Андрей Матвеев (один из основателей портретного жанра в русской живописи.— «О»), самородок, которого заметил и отправил учиться за границу Петр I. Вернувшись в Россию, Матвеев написал всего несколько портретов, в том числе Голицыных. Так вот под этими портретами выросли все — и я, и мой отец, и дед, и прадед, и прапрадед... Когда отца не стало, я отдал их в Третьяковскую галерею, сейчас они висят первыми в зале XVIII века, в Лаврушинском переулке. Но этими картинами семейная портретная галерея, разумеется, не исчерпывается.