Можно ли говорить о ренессансе остросоциального и проблемного кино в России

ОгонёкКультура

Молодым везде у нас тревога

Можно ли говорить о ренессансе остросоциального, серьезного, проблемного кино в России, о появлении нового героя нашего времени? Несмотря на большое количество примеров в 2018 году, слухи о возвращении жанра сильно преувеличены

Андрей Архангельский

«На районе», режиссер Ольга Зуева. Фото Марс Медиа Энтертейнмент

С 2000-х годов государство опять воспринимает кино как важный элемент укрепления общества; при министре культуры Владимире Мединском, активно продвигающем эту идею, концепция успела поменяться дважды. Еще в начале 10-х годов ставка делалась на традиционные формы патриотизма («много фильмов о войне, о подвиге»). Локальный успех был у «Сталинграда» и «Батальона», но не более — десятки других фильмов не вызвали интереса у публики. Примерно в 2015 году патриотика была переориентирована с военной на гражданскую — на спорт и космос. И если космос ввиду опять же шаблонности не вызвал ажиотажа, то спорт в итоге имел успех. Это и объяснимо — тема универсальная. «Легенда № 17», а особенно «Движение вверх» собрали невиданную прежде кассу (за три недели проката фильм собрал 1,77 млрд рублей). Это, однако, совпало с другой неожиданной тенденцией: кинорежиссеры массово начали «убегать» от государства («Огонек» писал о том, что на «Кинотавре» 2017 года 9 из 14 фильмов-участников были сняты на частные деньги). Формально Минкульт всячески приветствовал этот процесс («независимое кино снимайте на свои деньги»), но в реальности вынужден был, вероятно, пойти на некоторые уступки, чтобы совсем не растерять молодых авторов. Примерно с 2016 года государство стало активнее выделять деньги на фильмы, которые никак не вписываются в концепцию «патриотического кино»; именно сегодня мы видим некоторые плоды этой политики (обычно на создание фильмов уходит 1,5–2 года) — 2018‑й стал годом ренессанса так называемого проблемного кино.

Вышедшие в этом году «Сердце мира» Наталии Мещаниновой, «На районе» Ольги Зуевой, «Кислота» Александра Горчилина (добавим сюда еще «Аритмию» Бориса Хлебникова, вышедшую в прошлом году) похожи не столько стилистически, сколько концептуально. В позднесоветское время это называлось «кино о проблемах молодежи». Премьерный в этой тематической линейке фильм Ролана Быкова «Чучело» (1984) в свое время вызвал оглушительную реакцию. Затем были «Маленькая Вера», «Курьер», документальный «Легко ли быть молодым?», соловьевская «Асса» и другие (закончилось эта линия фильмом «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова). Все эти ленты стали символами перемен — открыто говорили о том, что всех волнует: кто мы, куда идем, зачем живем…

«Сердце мира», режиссер Наталия Мещанинова. Фото кинокомпания СТВ (Россия), Just a moment (Литва)

Сегодняшнее возвращение молодежного героя на экраны не вызывает подобной реакции. Этот герой кажется искусственно сконструированным, гибридом, результатом компромисса между государством и художником. Со стороны государства компромисс в том, что теперь за «государственные деньги» в кадре можно, например, показывать сцены коллективного соития или употребления веселящих препаратов (как в «Кислоте»); демонстрировать разрыв социальных связей и падение авторитета семьи (как в «Сердце мира») или пагубность бюрократической системы (как в «Аритмии»); наконец, признавать, что негласные правила жизни сильнее законов и норм (как в «На районе»).

Компромисс со стороны режиссеров и продюсеров в том, что, взяв за основу героя «Театра.doc» (созданного в 2000-е годы коллективными усилиями драматургов братьев Дурненковых, Ивана Вырыпаева, Александра Родионова, Василия Сигарева и других), жесткого, политически ангажированного, местами контркультурного, но не боящегося давать оценку происходящему, они его существенно окультурили, причесали, подрихтовали, лишив тем самым достоверности. Этот отрихтованный герой может жить в глуши, в городе или в столице, искать себя, свой путь, но теперь он совершенно асоциален, аполитичен, лишен общественных инстинктов, словно бы помещен в вакуумную упаковку. Фильм про политического активиста (неважно, какого) или, допустим, мигранта сегодня в принципе невозможен, это табуированные темы. Отсюда некоторая ненатуральность и неестественность нового молодежного героя.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Развожусь и увольняюсь»: не спешите все рушить «Развожусь и увольняюсь»: не спешите все рушить

Что стоит сделать до того, как вы решитесь на кардинальные перемены

Psychologies
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше

Недосып прибавляет к ощущаемому возрасту человека почти 4,5 года

ТехИнсайдер
За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости

Что такое концепция антихрупкости, которая помогает выстоять?

VOICE
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

РБК
Первые роли 10 знаменитых современных актеров Первые роли 10 знаменитых современных актеров

Педро Паскаль, Милош Бикович, Тимати Шаламе и другие в своих первых ролях

Maxim
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами 6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами

Фильмы, где связанные узами женщины переживают кризис идентичности

СНОБ
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Социальное выгорание: почему мы устаем от общения с людьми Социальное выгорание: почему мы устаем от общения с людьми

Устаете от постоянного общения с коллегами, друзьями или родственниками?

ТехИнсайдер
Пой, ласточка, пой Пой, ласточка, пой

Какими умениями нужно обладать, чтобы стать оперным певцом

Лиза
Шоколад Шоколад

«Пища богов». Именно так называют продукт, знакомый каждому сладкоежке – шоколад

Здоровье
Памяти Марчелло Гандини: вспоминаем автомобили, которыми мы восхищались в детстве Памяти Марчелло Гандини: вспоминаем автомобили, которыми мы восхищались в детстве

Марчелло Гандини создал машины, о постерах с которыми мы мечтали в детстве

Maxim
Многогранные инвестиции Многогранные инвестиции

Какие камни собирать, чтобы сохранить капитал

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мяу-воспитание Мяу-воспитание

4 привычки, которые стоит привить своему коту

Лиза
«Материнский инстинкт»: как драма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн исследует горе «Материнский инстинкт»: как драма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн исследует горе

«Материнский инстинкт»: драма о том, как общество демонизирует горюющих женщин

Forbes
От «Мастера и Маргариты» до «Онегина»: удачные и провальные экранизации классики От «Мастера и Маргариты» до «Онегина»: удачные и провальные экранизации классики

Успешные и провальные случаи киноадаптаций больших книг

Правила жизни
5 аббревиатур-диагнозов (ПРЛ, СДВГ, РАС, КПТСР, БАР): как с ними жить и чем лечить 5 аббревиатур-диагнозов (ПРЛ, СДВГ, РАС, КПТСР, БАР): как с ними жить и чем лечить

Самые частые аббревиатуры: что это за расстройства и как с ними жить

Psychologies
Красавица сойка Красавица сойка

У нее рыжеватое оперение, черные крылья и хвост, а перья на плечах ярко-голубые

Знание – сила
Константин Дебликов: «Насколько ты будешь функциональным, зависит не от протеза, а от тебя» Константин Дебликов: «Насколько ты будешь функциональным, зависит не от протеза, а от тебя»

Человек-киборг Константин Дебликов — каково это жить с новыми и разными руками

РБК
5 книг, запутанный сюжет которых происходит в замкнутом пространстве 5 книг, запутанный сюжет которых происходит в замкнутом пространстве

Произведения, которые заставят вас понервничать

Maxim
Открыть в приложении