«Кучу фильмов сожгли в топке»

Чем опасен государственный протекционизм в кино

ОгонёкРепортаж

«Кучу фильмов сожгли в топке»

Доля зрителей российского кино в 2018 году увеличилась, при этом общие доходы кинорынка уменьшилась на 6–7 процентов. Председатель совета ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин объяснил «Огоньку», чем опасен государственный протекционизм в кино и почему киносообщество вступилось за мультфильм «Королевский корги»

Беседовал Андрей Архангельский

«Гурвинек: волшебная игра» прославился, но не совсем так, как планировалось. Фото киностудия им. М. Горького

Расчистка экранов ради российских премьер уже стала рутиной. Почему столь резкую реакцию киносообщества вызвала именно история с «Королевским корги»?

— Тут важно, что история возникла всего за неделю до начала проката. Любая киносеть заранее планирует прокат на каникулы или праздники. Взрослым зрителям мы предложим такое кино, детям — такое и так далее. Никто из представителей киносетей не был против того, чтобы поставить «Гурвинека» на ту же дату (7 марта), что и «Королевского корги». Сегодня дети посмотрят «Гурвинека», завтра «Корги», послезавтра — «Как приручить дракона» еще раз. Не проблема. Для кинотеатра комфортная ситуация, когда у зрителя есть выбор. А когда у вас нет вообще никакого выбора, кинотеатры, естественно, «обижаются».

— Понятно, что рынок встревожен. Но поставим вопрос так: есть ли в государственном протекционизме хотя бы какое-то рациональное зерно?

Олег Березин, 
глава Ассоциации
владельцев
кинотеатров

— Ну, с точки зрения продюсера, ради которого расчищают прокат, это вовсе не выглядит абсурдно. Все вполне рационально. Количество киноэкранов в стране — ресурс ограниченный, конкуренция высокая. Если выходу картины предшествует массированная реклама, да еще в этот день в прокате больше новинок нет, это срабатывает. Сработало и с «Движением вверх», и с «Т-34». Если у вас нет выбора, остается только их и смотреть. И вроде бы все добровольно сходили, никто не заставлял… Но тем самым лишили другие фильмы шанса собрать какие-то деньги.

— Кинотеатры могут неплохо заработать на единственном фильме, как показывает пример с «Т-34», но в итоге они все равно несут убытки. Почему?

— Перенос фильмов-конкурентов на другие даты — это звучит безобидно, но на деле заставляет остальные потенциально кассовые фильмы сваливать в одну кучу. В году всего 52 недели, и «кассовых» периодов не так много. Конечно, с одной стороны, кинотеатрам все равно, на чем зарабатывать. Если бы знали, сколько «Т-34» соберет в прокате, никто бы и не переживал. В Петербурге стояли очереди в кинотеатры, все хотели попасть на «Т-34», но, с другой стороны, посмотрите, какой ценой этого добились! Помните, в конце прошлого года часть фильмов, которые могли составить конкуренцию «Т-34», перенесли на середину декабря — «Аквамена», «Гринча»… В итоге достаточно сильные зарубежные фильмы кинотеатрам пришлось свалить в кучу, хотя каждый из них мог собрать хорошую кассу. Но когда они выходят одновременно, то невольно отгрызают друг у друга прибыль. Получилось, что кучу фильмов, как я говорю, «сожгли в топке», а в начале февраля уже показывать было особо нечего.

— Самая крупная российская киносеть контролирует всего 17 процентов рынка. То есть монополии нет ни у кого. Бизнес кинотеатров довольно рискованный, на эмоциях людей, на их ожиданиях. Как я понимаю, мы имеем дело с небольшим, но вполне здоровым и конкурентным рынком.

— Да, действительно, рынок российских кинотеатров — фрагментированный. 32 процента рынка приходится на 10 крупнейших игроков — при наличии всего около тысячи операторов кинотеатров. Для сравнения: в Великобритании на три крупнейших приходится 66 процентов. При этом на нашем рынке корпоративных игроков очень мало, фактически только «Каро». Еще есть некоторое количество кинотеатров, которые принадлежат холдингу «Газпром-медиа». Еще около четверти рынка — муниципальные кинотеатры, иногда их не вполне корректно называют государственными. Все остальные — частные владельцы, предприниматели. У кого-то один кинотеатр, у кого-то — десять. Кинотеатры — классическая частная собственность, их владельцы — средний класс. У них сильно развито предпринимательское начало, они очень активные. К тому же рынок очень ограниченный; на самом деле это всего 5 тысяч экранов по стране, у каждого из них в среднем по восемь сеансов в день. Конечно, борьба идет за каждый экран, за каждый показ. И история с «Корги» важна в том смысле, что она реально объединила рынок против вмешательства Министерства культуры, точнее — против вмешательства посредством Министерства культуры.

«Королевский корги» (на фото — кадр из мультфильма) предпочел еще раз постучаться в закрытую дверь. Фото Belga Productions

— Как обычно распределяется прибыль от проданных кинотеатром билетов?

— 50 процентов от проданного билета, то есть половина суммы, остается у кинотеатра — это его доход. Часть денег остается у дистрибутора (компании-прокатчика.— «О»), часть возвращается рекламным компаниям. Наконец, примерно треть уходит продюсеру фильма. Почему он больше всего заинтересован в количестве экранов и показов? Потому что, грубо говоря, с каждого проданного кинотеатром билета получает 30 процентов. Это его доход, живые деньги. У нас средняя заполняемость кинозалов по стране — 22 зрителя на сеанс. Это совсем «в среднем» — у кого-то значительно больше, у кого-то и значительно меньше. Для кинотеатра, если в большом зале сидят 10 человек — это убыток, они не могут окупить даже затраты на этот сеанс. А для дистрибутора или продюсера 10 человек в зале — это уже доход с проката. Другой вопрос, окупятся ли при таком количестве зрителей затраты на производство фильма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

15 важных вопросов о здоровье и питании 15 важных вопросов о здоровье и питании

Врач тибетской медицины Тимур Каримов отвечает на вопросы о здоровье

Yoga Journal
«Любовь ее будет длиться вечно»: история эротоманки «Любовь ее будет длиться вечно»: история эротоманки

Безумная страсть и запретная любовь могут вызвать сильнейший душевный разлад

Psychologies
8 причин снять яхту вместо отеля в путешествии (при том, что ты далеко не олигарх) 8 причин снять яхту вместо отеля в путешествии (при том, что ты далеко не олигарх)

Яхтенное путешествие переворачивает привычный мир с ног на голову

Playboy
По следам Гензеля и Гретель По следам Гензеля и Гретель

В этих умиротворяющих и трогательно милых пейзажах чувствуешь себя героем сказок

Quattroruote
Вижу цель – иду к ней! Вижу цель – иду к ней!

Своими мыслями делится Арина Данилова, певица и видеоблогер

Grazia
33 веб-несчастья 33 веб-несчастья

Эксперты Positive Technologies зафиксировали рост приложений с уязвимостями

РБК
Где стоит есть блины всю масленичную неделю Где стоит есть блины всю масленичную неделю

Классика и гибриды в московских ресторанах

Vogue
Метакса: что это за напиток, как правильно его пить и отличить оригинал от подделки Метакса: что это за напиток, как правильно его пить и отличить оригинал от подделки

О напитке метакса: с чем его пить, как отличать оригинал от подделки

Playboy
«Дерипаска любит эпатировать». Каковы шансы миллиардера победить Минфин США «Дерипаска любит эпатировать». Каковы шансы миллиардера победить Минфин США

Утверждения Дерипаски по поводу личного состояния неверны

Forbes
От Репина до Шагала: сколько стоит русское искусство на Западе От Репина до Шагала: сколько стоит русское искусство на Западе

В Париже открылась ярмарка рисунка Salon du Dessin

Forbes
Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes
Везде свои Везде свои

Три года назад семья Суриковых отправилась в кругосветное путешествие

StarHit
Заняться сталкингом Заняться сталкингом

Вопросы о сталкинге, которые ты мог бы задать, если бы вдруг захотел

Maxim
Не по протоколу: неформальный стиль герцогинь и первых леди Не по протоколу: неформальный стиль герцогинь и первых леди

Аристократок редко увидишь в столь привычном casual

Cosmopolitan
Попали в цвет Попали в цвет

На Майорке отдыхают короли и знаменитости

Лиза
Like Mother, Like Daughter Like Mother, Like Daughter

О встречах арт-директора по макияжу YSL Beautе с дочерью Синди Кроуфорд

Elle
Карл Лагерфельд Карл Лагерфельд

Магия, колкий юмор, особое чувство стиля и самые невероятные парижские истории

Elle
Спасаем аллергиков: 7 устройств, с которыми легче дышится Спасаем аллергиков: 7 устройств, с которыми легче дышится

Подборка устройств, которые помогут спрятаться от аллергии

CHIP
Не телефонный разговор Не телефонный разговор

Актриса Софья Эрнст — о роли в сериале «Содержанки», Брейгеле и гармонии с собой

Vogue
Кто и как становится стилистами? Кто и как становится стилистами?

Мужчины, одевающие других мужчин: стилисты, шоперы, дрессеры

GQ
Межкарточные переводы затмили наличные Межкарточные переводы затмили наличные

В 2018 году россияне перечислили на чужие банковские карты более 27 трлн руб

РБК
«Мы о детях ничего не знаем» «Мы о детях ничего не знаем»

Академик Артур Реан о проблеме насилия в школе

Огонёк
Трамп оправдан, Россия — нет. Чего ждать от «второго сезона» российского досье Трамп оправдан, Россия — нет. Чего ждать от «второго сезона» российского досье

Президент США попал под подозрение в мае 2017 года

Forbes
Как страшно быть девочкой Как страшно быть девочкой

Во всем мире миллионы девушек подвергаются насилию

National Geographic
Чем обернется запрет размещать хостелы в жилых домах Чем обернется запрет размещать хостелы в жилых домах

Совет Федерации отклонил закон о хостелах

Forbes
Ник Вуйчич: «Я должен поддерживать и вдохновлять людей» Ник Вуйчич: «Я должен поддерживать и вдохновлять людей»

Он сумел стать счастливым и теперь считает необходимым делать счастливыми других

Psychologies
«Я научилась жить с биполярным расстройством»: 5 личных историй «Я научилась жить с биполярным расстройством»: 5 личных историй

Истории, которые помогут людям с БАР найти правильные решения

Psychologies
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК
Как стать роковой женщиной: практическое руководство Как стать роковой женщиной: практическое руководство

Роковой женщиной может стать любая, достаточно следовать простым правилам

Psychologies
Легкий люкс Легкий люкс

Скромная роскошь в интерьерах французского декоратора Tристана Оэра

The Rake
Открыть в приложении