Неделя | Эпицентр
Игровое начало
Выпущенная 45 лет назад видеоигра Pong стала первой коммерчески успешной компьютерной игрой и дала зеленый свет целой индустрии. Как новое развлечение изменило мир, разбирался «Огонек»
Две палочки и шарик, летающий между ними,— так выглядело детство видеоигр: в ноябре 1972 года пользователи впервые попробовали сыграть в двухмерный симулятор настольного тенниса, игру Pong. Легкомысленное изобретение программиста Алана Алкорна дало жизнь целой индустрии, и этот исторический момент, как водится, оброс множеством мифов. Ну, например, какую игру все-таки считать самой первой из коммерческих? По факту это изобретенная годом ранее Computer Space (в ней космический корабль стреляет по летающим тарелкам), однако финансового успеха она не добилась. Зато Pong, установленный в баре, где у авторов был знакомый менеджер, в первый же вечер вызвал ажиотаж.
Успех разработчиков взбодрил: им захотелось со своей игрой прийти в каждый дом, что привело к созданию консоли (или комплекта устройств для ввода-вывода информации), подсоединенной к телевизору. Сама консоль, Atari 2600, стала прообразом всех современных игровых консолей — так создавалась история...
— Pong — первая видеоигра, снискавшая коммерческий успех, причем компания-разработчик, Atari, стала первой компанией, основанной специально под производство компьютерных игр,— рассказывает Александр Ветушинский, эксперт Московского центра исследования видеоигр.— Буквально за пару лет после появления Pong ее клоны распространились в Европе, Японии, а настольный теннис из оригинальной версии переделали в хоккей, футбол, даже в гонки — все это было построено на одной и той же игровой механике.
Новомодное развлечение оказалось популярно даже за железным занавесом: автомат для игры в аналог Pong — «Телеспорт» — хорошо знали советские любители видеоигр. В него можно сыграть и сегодня, в Музее советских игровых автоматов: как рассказали «Огоньку» в музее, там предусмотрено сразу несколько игр, а посоревноваться можно как с компьютером, так и с живым соперником — с помощью джойстика.
Кроме Pong Александр Ветушинский вспоминает и других «пионеров отрасли»: например, игра Adventure, где герой в виде маленького квадратика путешествовал по лабиринтам, собирал предметы и открывал комнаты, породила целый жанр action adventure. Благодаря той же игре случилась маленькая революция: дело в том, что в отличие от кино, где все знают актеров или режиссеров, имена разработчиков компьютерных игр долгое время были засекречены и подпадали под понятие коммерческой тайны. Так вот именно в Adventure создатель впервые нарушил это правило: он оставил так называемую пасхалку — тайную комнату, зайдя в которую игрок мог прочитать его имя. Еще одну революцию совершила игра Pitfall — она стала первым «платформером». Персонаж в таких играх прыгает по различным платформам и преодолевает препятствия — с нее начался еще один новый жанр, популярный сегодня благодаря японской игре Super Mario Brothers. Список культовых игр будет неполон без компьютерной ролевой игры Ultima (она открыла эру онлайн-игр — ее поклонники могли играть в виртуальном пространстве и обзаводиться аватарами) и Doom, запустившего моду на «шутеры» от первого лица...