Сергей Урсуляк — о своем 11‑серийном телефильме, снятом по роману «Ненастье»

ОгонёкСобытия

«Эту картину я снимал на ощупь»

В конце года на телеканале «Россия 1» выйдет 11-серийный телефильм Сергея Урсуляка «Ненастье» по роману Алексея Иванова. Время действия — 90-е годы в России. С режиссером «Огонек» поговорил о том, какой урок можно сегодня извлечь из 90-х

Беседовал Андрей Архангельский

Сергей Урсуляк не пытается навязать новый стандарт, но лишь делится своими ощущениями от 1990-х. Фото: Евгений Гурко

Роман «Ненастье» Алексея Иванова написан в 2015 году. Ветеран афганской войны по имени Герман (его в сериале играет Александр Яценко) работает водителем инкассаторской машины в городе-миллионнике Батуеве (в нем угадывается Екатеринбург). Однажды, воспользовавшись халатностью охранников, своих бывших сослуживцев, он похищает выручку торгового центра, становясь обладателем 100 млн рублей. Попутно герой вспоминает события, которые пришлось пережить. Участие в афганской войне, создание союза ветеранов, превращение боевого братства в бандитскую группировку, почти все участники которой погибли…

Нельзя сказать, что про 90-е у нас совсем не снимали. Во-первых, конечно, ряд фильмов Алексея Балабанова: помимо всем известных «Брат» и «Брат-2», «Жмурки» (2005) и «Кочегар» (2010); прогремевший в свое время фильм Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1999) и два «Бумера» Петра Буслова в 2000-е. Нельзя не упомянуть сериалы «Бандитский Петербург» (2000-е), «Бригада» (2002), а также два недавних — «Чума. Новая сага о 90-х» (2015) и «Челночницы» (2018). Но из всех этих работ фактически только одну — «Челночницы» — можно назвать «сериалом о жизни»; все остальное — это так или иначе «о смерти». Так или иначе «героем» 90-х всегда оказывается бандит, которого у нас еще и стараются «понять». Между тем множество других изменений 1990-х — социальных, политических, экономических — почти не находят отражения в кино. Сергей Урсуляк пытается сломать это черно-белое изображение и показать саму жизнь 90-х. Именно жизнь — хотя и опасную, и тревожную.

— Вы знаете, наверное, что сегодня, когда автору сериала нужно показать, что наступили 1980-е или 1990-е годы, он применяет такой прием: в кадре начинает идти сильный дождь, снег или какая еще непогода. Множество сериалов попросту не решаются сказать что-то более конкретное о том времени, включая упоминание Горбачева или Ельцина. Сегодня на телевидении это табу. И вот вы взялись за эту тему. Пришло, наконец, время рассказать об этом широкому зрителю?

— Мне кажется, да. Те времена достаточно отстоялись, чтобы о них можно было говорить объективно. При этом, конечно, у каждого автора будет свой взгляд. Многие упрекают, например, Данелию за фильм «Я шагаю по Москве» — мол, такой жизни в 1960-е не было. Но тем не менее образ 1960-х ассоциируется в первую очередь с его картиной. Я буду рассказывать о 1990-х так, как я их запомнил. Я даже нагрузил главного героя какими-то собственными пристрастиями; он у меня, например, увлекается видео, что-то снимает постоянно. И мы видим 1990-е в том числе «глазами» его видеокамеры.

— После «Бандитского Петербурга» и «Бригады» громких сериалов о 90‑х у нас не появилось. У нас, по сути, нет даже визуальной привычки к 1990-м на экране, не сложилось традиции — как их изображать. Что предложите вы?

— Девяностые у меня в сериале будут… разными. Понятно, что время тяжелое, но мне не свойственно делать жесткую картину про плохих людей, я этого не люблю. Для меня основная проблема с экранизацией романа Алексея Иванова, который мне очень понравился, была в том, чтобы очеловечить этих людей, заставить зрителя их полюбить. Или, по крайней мере, заставить проникнуться к ним сочувствием. И для этого мне необходимо было найти что-то обаятельное в каждом герое. Нужно было найти юмор, потому что в романе его не хватало. И лирическую линию, которая у Иванова существует, но тоже довольно, я бы сказал, жестко. Впрочем, это вовсе не претензия на то, чтобы задать какой-то стандарт — у каждого были свои 1990-е. Кто-то, вполне допускаю, сделает про 1990-е совершенно другую картину, прямо противоположную — там будут реки крови и слез. Я в 1990-е начинал учиться режиссуре, мы были молоды, счастливы, хотели чего-то добиться, и никто из нас не воспринимал 90-е как время сплошного кошмара. Кошмар был, но существовал как бы параллельно: это и отсутствие еды, и денег, и так далее… Словом, это не было совершенно темное время, и картина у меня получается вовсе не темная.

Лирическая линия в сериале упростилась по сравнению с романом (Александр Яценко и Татьяна Лялина). Фото: предоставлено пресс-службой телеканала «Россия»

— Вы говорили в каком-то интервью, что далекое советское время вам снимать привычнее. По идее, вам, наоборот, должно быть проще про «вчера» снимать?

— Проще? Нет, не проще. «Ненастье» — это одна из, может быть, немногих моих картин, где я шел практически на ощупь. Я долго искал стилистику, долго артистов подбирал. Притом что на главную роль я позвал Александра Яценко, который только что снимался у меня в «Тихом Доне», но даже к этому выбору, казалось бы, предсказуемому, я пришел каким-то «непрямым» путем… Еще сложнее было организовать съемки. Как ни странно, визуально от 1990-х у нас не осталось практически ничего. Если, скажем, военное время сохранилось в каких-то фрагментах улиц, домов, квартир плюс огромный материал изобразительный, реквизиторский, костюмы, то от 1990-х — практически ничего. Улицы категорически другие, дома другие, вид городов другой, одежда другая. Вот казалось бы, мы все ходили в джинсах в 1990-е. Но мы ходили в других джинсах, в других куртках, полувоенных, в этих кошмарных свитерах, привезенных из Турции. Была довольно бедная жизнь. И совершенно другой окрас. Сегодня ничего этого нет. В этом смысле снимать сложнее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Суворов и многовекторность Суворов и многовекторность

Изучаем, почему фигура Александра Суворова остается политически знаковой

Огонёк
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Выпитому верить Выпитому верить

«Неверные»: Оксана Акиньшина в сериале о женском алкоголизме

Weekend
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
По следам первопроходцев По следам первопроходцев

Следы эпохи Великих географических открытий – во всей нашей жизни

Вокруг света
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Советской фирме грамзаписи исполнилось 60 лет: топ-10 пластинок «Мелодии» Советской фирме грамзаписи исполнилось 60 лет: топ-10 пластинок «Мелодии»

Лучшие 10 пластинок знаменитой фирмы грамзаписи «Мелодия»

СНОБ
«Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего» «Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего»

Как теория Дэвида Бома отрицает свободу воли

N+1
Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа

Как Евгений Барсов создал единственную в стране пилотажную группу из девушек

Forbes
Что страшнее: устать или не уметь расслабляться? Что страшнее: устать или не уметь расслабляться?

Умеете ли вы определять меру собственной усталости?

Psychologies
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь? Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь?

Неужели действительно можно в одночасье поседеть?

ТехИнсайдер
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Оксана Милковская Оксана Милковская

Кажется, Оксана Милковская открыла новые пределы комфорта

Собака.ru
Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене

Что делает Свифт особенной артисткой, ставшей ролевой моделью для миллионов?

Psychologies
Министр ЖКХ и энергетики Приангарья: «Майнинг выходит из серой зоны» Министр ЖКХ и энергетики Приангарья: «Майнинг выходит из серой зоны»

Почему майнинг стал проблемой для коммунальных сфер в Иркутске?

ФедералПресс
Стареющую иммунную систему можно снова сделать молодой Стареющую иммунную систему можно снова сделать молодой

Можно ли восстановить иммунную систему? Сможет ли наш организм помолодеть?

ТехИнсайдер
Топ-модель из Еманжелинска: в чем феномен Ирины Шейк Топ-модель из Еманжелинска: в чем феномен Ирины Шейк

Как красавица из Челябинской области покорила весь мир?

Psychologies
История одной звездной системы История одной звездной системы

В 366 световых годах от нас находится гигантская звезда Дзета Змееносца

Наука и Техника
Как исцелиться от травмы отвержения: 5 психологических приемов Как исцелиться от травмы отвержения: 5 психологических приемов

Когда формируется травма отвержения, как ее можно выявить и как — исцелить

Psychologies
Сон о счастливой Москве: фильму «Я шагаю по Москве» — 60 лет Сон о счастливой Москве: фильму «Я шагаю по Москве» — 60 лет

Почему «Я шагаю по Москве» — главный фильм в судьбе Георгия Данелии

СНОБ
Неловкого молчания больше не будет: как научиться поддерживать разговор с кем угодно Неловкого молчания больше не будет: как научиться поддерживать разговор с кем угодно

Как сделать любой разговор нескучным и непринужденным?

ТехИнсайдер
Зеленый свет Зеленый свет

Составь витаминный букет из зелени в знак любви к своему организму

Лиза
А вы даете имя авто? Так делает 51% людей А вы даете имя авто? Так делает 51% людей

Похоже, автомобили — это не просто способ добраться из пункта А в пункт Б

ТехИнсайдер
Открыть в приложении