Фотопредставление | Шелковый путь
Дорога в Азию
«Шелковый путь» — уникальное ралли, трасса которого растянулась почти на 10 тысяч километров по России, Казахстану и Китаю. Корреспондент «Огонька» проехал весь маршрут с отечественной командой ГАЗ «Рейд-Спорт»
К финишу у придорожного кафе «Деревня Шик» на самой границе Нижегородской области и Чувашии автомобили выскакивают перемазанные, как собаки после прогулки. И чем дальше от лидера, тем больше на машинах грязи и травяных ошметков. Сразу после финиша участников ждет мойка по-деревенски — из пожарного трактора с цистерной.
— Я бы тут с удовольствием за руль сел. Люблю такую дорогу,— улыбается из кабины белой гоночной «Газели» штурман Евгений Павлов.
Евгений — известный гонщик в трофи, то есть специалист по езде на джипах в непролазной грязи, и сегодняшний гоночный участок как раз в его вкусе. Дождливое лето и разбитая полевая дорога бывшего колхоза «Ленинец» свое дело сделали. В том числе и благодаря штурманскому умению Евгения две гоночные «Газели», белая и зеленая, сегодня попали в десятку лидеров. Они странно смотрятся на фоне финишировавших перед ними багги — неимоверно широких, коротких, с далеко расставленными колесами и углепластиковыми корпусами. Уж слишком «Газели» похожи на обычные автомобили. Виктор, приехавший из Чебоксар посмотреть гонку, поглядывает на них с неподдельным интересом.
— У меня у самого бортовая «Газель», уже 550 тысяч километров прошла. А у бати «Соболь», как у вас,— Виктор кивает на нашу журналистскую машину.— Прямо до Китая на нем поедете?
Мы действительно едем из Москвы в древнюю китайскую столицу Сиань. За 15 дней нам предстоит одолеть 9599 км пути, из них 4094 км отчаянного бездорожья, на которых гонщики смогут полностью проявить свое мастерство, а машины и двигатели — свою стойкость к высоким температурам и скоростям. Бездорожье везде разное: в России участников ждет испытание грязью, в Казахстане — степные ухабы, в Китае — пески.
7 июля 62 автомобиля ралли «Шелковый путь» стартовали на Красной площади. Гонщики выехали в ночь, счастливо миновав по темноте подмосковные и владимирские пробки. А после Нижнего Новгорода мимо нас, застрявших в потоке фур, периодически проносились по обочине гоночные грузовики. Тут у раллийных машин явное преимущество.
Гоночный, или, как говорят сами гонщики, «боевой», участок начался уже во второй половине дня. Участок сегодня пробный, нетипично короткий — всего 61 км. Но соотношение сил становится понятно уже на нем. Впереди три экипажа команды «Пежо Спорт»: Себастьен Лёб, Стефан Петрансель и Сириль Депре, все знаменитые гонщики, чемпионы мира и медалисты «Дакара». Ралли «Шелковый путь» в 2009 году, собственно, и создавалось как наш российский аналог этой знаменитой гонки. Так что организаторы и большинство участников тут одни и те же. Следом два других очевидных фаворита — автомобили X-Raid Mini (от известной городской машинки, конечно, остались только очертания кузова). Потом несколько китайских багги.
Едва отдышавшись, гонщики отправляются в чебоксарский аэропорт, в котором разбит лагерь. Там есть все, чтобы отдохнуть после гонки: душ, столовая, даже импровизированный бар в шатре на фоне старых бипланов. А механики будут всю ночь возиться с машинами, готовя их к следующему заезду.
Чебоксары — Уфа
С утра сеет мелкий дождик, временами переходящий в полноценный ливень. Жители сел Ямашево, Юлсубино и Кугарчино, ждавшие гонку больше года, радостно облепляют высокий берег реки Суши со смартфонами и потертыми полевыми биноклями.
Зеленый холм на том берегу поначалу напоминает рабочий стол windows. Первая машина, спускаясь, оставляет на нежной траве две контрастные черные полосы. Она резво въезжает в речку, поворачивает направо, взбирается на наш берег, подпрыгивает на ухабе, взлетает на холм и скрывается вдали. Постепенно зеленый склон превращается в черно-грязевой. И подходящие машины начинают тыкаться в поисках нового спуска к воде. В этом и состоит преимущество тех, кто стартует в ралли первым,— им достается менее разбитая дорога. Потом мы узнаем, что Михаил Коструков, пилот зеленой «Газели», сегодня застрял в чьей-то колее. Пришлось брату Александру Кострукову, пилоту второй машины, его вытаскивать.