Неделя / Эпицентр
Черный понедельник
Неделю назад, 3 апреля, в вагоне поезда в петербургском метро произошел взрыв на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт – 2». Погибли 14 человек, более 50 ранены. Следственный комитет возбудил уголовное дело о теракте (ст. 205 УК РФ). В северной столице это первая подобная трагедия
Третий вагон опытные пассажиры выбирают, чтобы быстрее подняться наверх или сделать пересадку. Он редко бывает пустым даже в середине дня. Узел метрополитена на Сенной площади самый крупный в Санкт-Петербурге, поскольку объединяет три станции, «Технологический институт – 1» тоже узловая станция: переход с красной на синюю линии. У обеих станций — многочисленные вузы.
В тот день синяя ветка стала черной. День был выбран не наобум: 3 апреля в Петербурге был президент России на медиафоруме, к тому же это первый день после школьных каникул. Понятно, что в городе, где находится первое лицо государства, «режим» усилен. Тем не менее планировалась двойная акция: как говорят правоохранители, взрывное устройство на станции метро «Площадь Восстания» удалось обезвредить.
Слово и дело
«Как мне домой добраться? Не знаете?! А кто знает?» — девушка в истерике бросается к полицейским у подземного перехода на Сенной площади около 6 вечера. Переход ведет в метро. Стражи порядка за оградительной ленточкой пожимают плечами.
«Куда их могли отвезти?» — к тем же полицейским подбегает мужчина, он ищет жену и внучку. «А вы на Техноложку идите — там знают, — советуют ему. — А вообще всех в Мариинскую и Джанелидзе отвезли». На тот момент еще не было списков жертв, и мне приходится трижды объяснять, как проехать в больницу: родные не отвечают, человек в шоке, а до больниц ничто не едет — только пешком.
До Техноложки 15 минут быстрым шагом. Бегу. По дороге замечаю, что кордоны полиции, машины скорой не прервали привычной жизни: торговые центры и кафе работают, зеваки снимают на телефоны первые траурные букеты у народного мемориала на Сенной площади.
Городские власти обещали бесплатный проезд на весь день. Но этот гуманный жест разделили не все перевозчики. Сама видела, как в начале шестого толпа штурмовала троллейбус № 17 у Электросилы по направлению к Сенной — первый рейс, который шел по маршруту.
— Путин же сказал: бесплатно! — возмущается парень, когда кондуктор подошла к нему с валидатором. Та оправдывается: «Но нам руководство не сообщило». Все платят. Кто-то удивляется: можно ведь позвонить начальству и спросить, надо ли брать плату сегодня. «Да боится она», — подводит черту немолодой пассажир, не отрываясь от гаджета. Это ключевое, знаковое: как бы чего не вышло. Та же реакция у первого сотрудника полиции, с которым я говорю у «Технологического института». «Родственник, нет? Журналист? Все вопросы в пресс-центр», — рубит и отворачивается страж порядка. А вот его коллега ведет себя по-другому: объясняет, в какие больницы отвезли людей.
Когда в Петербурге после теракта закрыли все станции метро, город мигом превратился в огромную пробку. Запустили бесплатный общественный транспорт, но и он тоже встал. Западный скоростной диаметр (платная магистраль внутри города) отменил плату, многие такси возили бесплатно, хотя были и спекулянты — на любой войне находятся мародеры. Но все же отзывчивых было больше: те, кто сам был на колесах, не просто подбирали попутчиков, но и специально срывались в центр, чтобы помочь людям добраться до дома. В соцсетях создали группы: автомобилисты предлагали бесплатно подвезти в запертом городе. На некоторых заправках за бензин у волонтеров даже денег не брали. Кстати, и на следующий день, во вторник, когда метро уже опять работало, многие водители продолжали предлагать свою помощь. Общий страх перед подземкой тем, кого этот теракт застал в Петербурге, был понятен без слов.
Как Петербург стал Ленинградом
Машинист Александр Каверин управлял тем самым поездом, в котором произошел взрыв. Он не растерялся, не остановил состав: это, подтверждают специалисты, и спасло многие жизни. Отбиваясь от журналистов, измученный Каверин повторял: «Я действовал по инструкции». Но инструкции были не у всех. По словам очевидцев, пассажиры помогали эвакуировать пострадавших, прохожие старались помочь выбравшимся на землю людям — чтобы жизнь продолжалась, надо было действовать без инструкций.
Само слово «теракт» прозвучало не сразу: как будто ждали указаний свыше. Все стало окончательно ясно, когда за полчаса до полуночи у «Технологического института» появился Владимир Путин — молча возложил розы. Губернатор Полтавченко прилетел на вертолете на Сенную площадь еще днем в трагический понедельник, но с видеообращением к горожанам, где содержалась оценка происходящего, выступил только во вторник.
Само собой, Питер не первый в цепочке мегаполисов, ставших жертвами террористов в последние годы, но наблюдать за тем, как твой город буквально на глазах осваивает самостоятельность, чтобы постоять за себя, было удивительно. И дело не только в городском транспорте и частных водителях. Железнодорожники объявили о том, что вернут в полном объеме стоимость билетов опоздавшим на поезд из-за транспортного коллапса. В Пулково к опозданиям тоже отнеслись с пониманием.
Или еще пример: узнав о трагедии, петербуржцы встали в очередь — сдавать кровь. Их было столько, что Станислав Давыдов из Городской станции переливания крови уже 4 апреля заявил: «К 10:00 утра сообщаем: крови более чем достаточно. Пострадавшие в результате взрыва и пациенты всех больниц города полностью обеспечены».
После взрыва
Когда первый шок проходит, возникает страх, а с ним и вопросы: зачем нужны рамки в метро, если они не уберегли от террора? И кто нас защитит, если защитит? Антитеррористическая охрана метрополитена, на оснащение которой потрачены огромные средства, оказалась бессильной.
В интернете произошло неизбежное: началась сетевая возня, блогеры бросились расписывать теории происшедшего разной степени агрессивности и политизированности. Кто-то искренне соболезновал Петербургу, кто-то сравнивал Питер с другими пострадавшими от террора городами, хотя это и было вряд ли уместно. Кто-то искал врагов… Первым «подозреваемым», который попал на камеры наблюдения метро, а потом сам явился в полицию, оказался россиянин Андрей Никитин. Он окончил Рязанское военное училище, служил в Чечне. Сейчас — капитан в отставке, принял ислам. Выглядит соответственно — черная борода, тюбетейка. Его успели сделать «врагом» пламенные блогеры. Но Никитин философски воспринял подозрения в свой адрес и даже похвалил правоохранителей за бдительность. Правда, капитана даже после допроса не пустили на рейс в Москву: а вдруг джихад?