Россия и мир | Подоплека
«Цены на товары в сети только растут»
Падение потребительского спроса ожесточило борьбу торговых сетей за кошельки покупателей. На что идут ритейлеры, чтобы заработать, выяснил «Огонек»
Средний потребительский чек в отечестве продолжает сокращаться, люди покупают реже, меньше и дешевле. Торговые сети реагируют на это по-своему: недавно «Опора России» заявила о том, что наценки в торговых сетях в 2017 году выросли до 50–70 процентов (в 2016-м уровень наценок был 25–40 процентов). На самом же деле, говорят эксперты рынка, наценки на некоторые товары достигают уже и 150–200 процентов. Национальный союз защиты прав потребителей предложил законодательно ограничить торговую наценку 30 процентами (инициатива, заметим, не новая, но Думой регулярно отклоняется). Реакция была моментальной — сразу же стало известно, что разрабатываются новые поправки в закон «О торговле». Они разрешат торговым сетям превысить допустимый предел своего присутствия в муниципальном образовании в 25 процентов. Противники этих поправок говорят о засилье в регионах федеральных сетей — из-за них закрываются местные розничные магазины, которые работают с региональными поставщиками. «Огонек» решил взглянуть на проблему изнутри, расcпросив директора одной известной и весьма крупной торговой сети. По понятным причинам фамилия и имя собеседника изменены — «Огонек» представляет его как Ивана Сергеева.
— Лоббируются поправки в закон, которые позволят торговым сетям иметь долю на рынке региона, превышающую 25 процентов...
— Если поправки пройдут, то это лишь де-юре закрепит сложившуюся ситуацию. Проблема в другом — система сетевой торговли (не только в России, но и за рубежом) настроена на максимальное извлечение прибыли, забота о нуждах покупателей здесь не на первом месте. Ассортимент товаров в сетевых магазинах — это всегда результат договоренностей между сетями и поставщиками, а не реакция на изменение покупательских запросов. Выбор в пользу того или иного продукта происходит, когда поставщик готов заплатить сети деньгами или бонусами — за вход, за полку, гарантировать нужные объемы товаров и так далее. И так повсеместно. Впрочем, разница между сетями у нас и на Западе все же есть: там немало делается для того, чтобы сохранить систему мелкооптовой торговли — небольшие магазинчики, рынки шаговой доступности и тому подобное. В России дефицит этой параллельной и конкурирующей с сетями структуры налицо.
— Но звучали предложения ограничить время работы сетевых маркетов...
— Это не поможет делу, даже если Дума запретит сетям работать после 18 часов. Во-первых, эпоха ларьков канула в прошлое — стандарты качества организации торговли выросли с 90-х, и назад хода нет. Во-вторых, сети могут себе позволить и не такие «неудобства»: сделают «воскресные акции», дадут дополнительные скидки или вообще начнут продавать какие-то группы товаров только по выходным — народ валом повалит. Частник не в состоянии конкурировать с сетями без определенной поддержки со стороны государства. При этом поддержка — это не всегда субсидии, льготы или запреты. Хорошо бы проанализировать то, что происходит на этом рынке за рубежом. На Западе такого рода магазинчики или рынки шаговой доступности работают в основном со скоропортящимися продуктами (молоко, мясо, хлеб, овощи-фрукты). Выбор этой ниши оправдан: с таким товаром много забот — малые сроки хранения, небольшие партии поставок, последующая утилизация. Отсюда и цена: в «лавочках» бутылка молока стоит в 1,5–2 раза дороже, чем в сети.
— Тогда какая выгода для покупателя?
— Качество. В сетях натурального продукта почти нет. Имеются скоропортящиеся товары с красочными надписями «био» или «экологически чистый», но достаточно посмотреть любую передачу из серии «проверка качества», чтобы понять — это вовсе не натуральные продукты. То, что мясо, купленное в магазине, портится,— уже хорошо, значит, оно все-таки мясо, но весь вопрос в том, что в нем содержится помимо природных жиров, белков и микроэлементов. Охлажденная курица, например, обрабатывается хлором, чтобы могла пролежать на полке холодильника неделю. В СМИ уже неоднократно писали, что в мясе находят гормоны и антибиотики: а как без них вырастить цыпленка за 40 дней? О «чистых» молочных продуктах тоже сказано предостаточно, как и о хлебе: без должной обработки и добавок они не продержались бы на прилавках и пары дней. Про овощи и говорить неловко: мне доводилось наблюдать, как импортные (не буду называть страну) мандарины окрашивались из зеленого в оранжевый цвет под воздействием газа, а поспевали по дороге к российским прилавкам. Зимние помидоры, как правило, генетически модифицированные: один мой знакомый страдает аллергией на рыбу и минувшей зимой получил отек Квинке после салата из помидоров — они, как показала экспертиза, содержали геном рыбы. Проработав столько лет в сетевой торговле, я сильно сомневаюсь, что высший менеджмент сетей ест у себя в домах то, чем торгуют их магазины. На Западе, думаю, дела обстоят не лучше. Натуральные продукты, не содержащие ничего «лишнего» и не обработанные химией, трудно производить в огромных объемах — слишком затратно. Ими занимаются хозяйства средней руки — это дорого, хранится недолго и явно рассчитано на небольшой круг покупателей, готовых переплачивать за качество. Но уж точно не для сетей, которые оперируют большими объемами поставок и не будут рисковать резким увеличением процента списания и затратами на качественные системы хранения.
— Но в сетях вроде как неплохие холодильники...
— Они подходят не для всех категорий продуктов. Во многих ли сетевых точках вы видели специальные «ящички» для хранения икры (красной или черной)? В столицах — возможно, но в провинции такое редкость. Охлажденная птица по правилам должна храниться до 5–7 суток при температуре от +2 до -5°С. Холодильные установки в большинстве сетей держат температуру +6…+8°С. Заметили разницу? Думаете, только вы ее видите?
— Вы про проверки?
— Я про руководство сетей, которое, безусловно, в курсе, какие холодильные установки закупались. Проверки — налоговые или Роспотребнадзора — донимают их нечасто. Первые три года после открытия торговую точку вообще редко навещают проверочные инстанции, разве что поступит сигнал от покупателей. По истечении этого времени включается система плановых проверок, но о них всегда уведомляют заранее. В учебных центрах сетей будущих управленцев магазинов учат, как вести себя в случае прихода проверки — вопрос надо решать на месте, взять все на себя, потому как штрафы на физлицо меньше, чем на юридическое.