Культура | Арт
«Пространство есть свобода»
В театре «Мастерская Петра Фоменко» открылась выставка Эрика Булатова
Зрители театра Фоменко могут посмотреть выставку литографий Эрика Булатова и стать обладателями набора открыток с архетипическими образами «Слава КПСС» или «Свобода есть свобода».
Для нас же выставка — повод еще раз удивиться феномену Эрика Булатова. Говорят, в России главное — жить долго. Вот это как раз тот случай. В этом году Эрику Владимировичу исполнилось 83 года. Последние лет 10 его выставки идут одна за другой в лучших музеях мира. Кажется, мы вдруг обрели четкость видения и наконец-то поняли, о чем его искусство. Это не очевидный и прикольный соц-арт, не насмешка над канувшим в Лету политическим строем. Его картины — размышление о свободе вообще. Они способны показать нам власть Слова, а заодно и способ, как эту порабощающую силу слова сделать ничтожной.
— Эрик Владимирович, как так получилось, что вы, художник с мировым именем, решили сделать выставку в фойе театра, пусть и одного из лучших в Москве?
— Мне нравится этот театр. И более того, в молодости, когда я был студентом, я дружил с Петей Фоменко, у меня сохранились веселые и приятные воспоминания о том времени. В прошлом году мы были на спектакле «Сон в летнюю ночь», мне очень понравился и сам спектакль, и особая атмосфера в театре, их трепетное отношение к Петру Наумовичу, память о нем. Мы встретились с молодыми актерами, я начал рассказывать истории… И постепенно родилась идея выставки. Мне было приятно получить от них приглашение, я с удовольствием сделал выставку своих литографий.
— Живопись вы не привезли?
— Нет. Только печатные работы. Они дают представление о том, что я делаю, и могут стать поводом к разговору и общению.
— Месяц назад в Париже в Центре Помпиду открылась выставка даров — русское послевоенное искусство. Ваши картины там на главной стене, рядом с ними проходило официальное открытие. Вы стали в первом ряду целого поколения. Или даже нескольких. И как вам в таком качестве?
— Мне это приятно, и одновременно это ответственность. Что важнее: я себя абсолютно отчетливо осознаю русским художником, пусть и живущим во Франции.
— А Франция вас не вдохновляет?
— 16 октября этого года открылась моя выставка в Пиренеях, на юго-западе Франции, в городе Мобургет на старом литейном заводе. Я сделал две инсталляции из трехметровых железных букв: «Все не так страшно» и «Вперед, вперед». Меня поразило пространство завода. Он грандиозный и заброшенный, и одновременно есть намеки на возрождение — там хотят сделать культурный центр. Такое вот непонятное состояние: ни оптимизма, ни отчаяния. Все очень напряженно. И мне показалось, что это похоже на то, что происходит в мире. И получились буквы и слова.