Ревью | Акробатический рок-н-ролл
«У русской школы спортивный характер»
Об уникальных традициях отечественной школы акробатического рок-н-ролла и перспективах развития этого вида спорта в России «Огоньку» рассказала Надежда Ерастова, исполнительный директор Всероссийской Федерации акробатического рок-н-ролла
– Акробатический рокн-ролл, бесспорно, зрелищный вид спорта, но насколько массовый? Новичку легко включиться в команду рок-нролльщиков?
— Общее количество россиян, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, составляет около 20 тысяч человек. Среди них те, кто занимается данным видом спорта ради удовольствия, так называемый массовый спорт, а также профессиональные спортсмены — те, кто защищает цвета российского флага на международных соревнованиях. Разумеется, мы заинтересованы в том, чтобы любителей, равно как и профессионалов, в нашем виде спорта становилось как можно больше, и для этого у нас есть все предпосылки, поскольку акробатический рок-н-ролл обладает рядом преимуществ, таких как: минимальные требования к залу для занятий; широкие возрастные границы для занимающихся; минимальные требования к экипировке; разнообразие дисциплин (как парные, так и групповые); привлекательность музыкальной и культурной составляющих вида спорта.
Те, кто придет заниматься акробатическим рок-н-роллом ради удовольствия, смогут освоить этот зажигательный танец, научатся владеть своим телом. А те, кто решит связать свою жизнь со спортом, пройдут все этапы многолетней спортивной подготовки — от этапа начальной подготовки до этапа высшего спортивного мастерства. Очень отрадно, что сегодня именно наши спортсмены являются мировыми лидерами в данном виде спорта, а российская пара Иван Юдин и Ольга Сбитнева — единственные действующие пятикратные чемпионы мира в акробатическом рок-н-ролле.
— А как обстоят дела с кадрами?
— В стране действует порядка 200 спортивных школ и клубов акробатического рок-н-ролла, есть тренеры с многолетним опытом работы, которые подготовили не один десяток чемпионов, есть и совсем молодые тренеры, у которых все еще впереди. При этом наша задача — создать условия, чтобы наши тренеры имели возможность систематически повышать свою квалификацию. Для этих целей в бюджете РосФАРР предусмотрена отдельная строка. И сегодня десятки наших тренеров имеют возможность пройти переподготовку на базе Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге, а также ряда других спортивных вузов. Кроме того, у нас второй год подряд с успехом реализуется проект — Региональный спортивный лагерь, в рамках которого молодые тренеры из различных регионов нашей страны имеют уникальную возможность в течение двух недель прослушать лекции, поучаствовать в мастер-классах, обменяться опытом. Также большое внимание РосФАРР уделяет подготовке спортивных менеджеров. В этом году руководители региональных федераций прошли переподготовку на базе Московского учебно-спортивного центра Москомспорта. Так что можно сказать, что давно забытый лозунг «Кадры решают все!» для нас как никогда актуален.
— Можно ли сказать, что существует особая русская школа акробатического рок-н-ролла?
— Конечно. Хочу отметить, мы стартовали в этом виде спорта на 10 лет позже, чем наши зарубежные коллеги из Германии, Франции, Швейцарии и ряда других стран, однако это не помешало России догнать, перегнать и удержать первенство в таком динамично развивающемся виде спорта. Что у нас было 30 лет назад? Считай, ничего: в 1984 году в руки начинающему хореографу Алексею Голеву попала черно-белая пленка без звука, на которой пара исполняла акробатический рокн-ролл. Завороженный красотой танца, Голев буквально препарировал каждое движение, пытаясь понять структуру танца, брал уроки у цирковых акробатов и тренеров по прыжкам в воду, а после на свой страх и риск отправился на международные соревнования по акробатическому рок-н-роллу в Будапешт. Основатель и президент Всемирной конфедерации рок-нролла Вольфганг Штойер остался доволен выступлением советской пары и, можно сказать, благословил Голева на создание акробатического рок-н-ролла в СССР. И вот в 1986 году на базе ДСО «Локомотив» была открыта первая секция акробатического рок-н-ролла, тем самым дан старт развитию вида спорта в нашей стране. Алексей Голев написал первое методическое пособие по акробатическому рок-н-роллу, стал мотаться по Союзу, проводил семинары для всех желающих освоить этот тогда еще неведомый нам вид спорта. И вскоре секции акробатического рок-н-ролла открылись в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Калининграде. А в 1991 году Госкомспорт СССР официально признал акробатический рок-н-ролл в системе физической культуры и спорта СССР. Не могу не отметить, что именно наши спортсмены обогатили рок-н-ролльную палитру невероятно сложной акробатикой. Российская пара Олег Кустов и Ирина Третьякова были первыми, кто в 1994 году на чемпионате мира в Братиславе исполнил акробатический элемент — двойной твист. Однако международные судьи запретили его ввиду высокой степени сложности. И лишь спустя 20 лет данный элемент был снова включен в соревновательную программу. Чтобы разнообразить танцевальную программу, мы пытались