Ревью | Акробатический рок-н-ролл
Рок-н-ролл зажигает российские звезды
30 лет в России существует акробатический рок-н-ролл как вид спорта. Юбилей — повод вспомнить историю достижений и побед
Своими корнями акробатический рок-н-ролл уходит в далекое прошлое, к самым истокам человеческого существования — в Африку. В течение многих тысяч лет на берегах Черного континента местное население исполняло ритуальные танцы, основой которых была не мелодия, а чистый ритм — завораживающий, заряжающий энергией, поднимающий боевой дух. Африканское влияние сложно переоценить — древние ритуальные песни постепенно влились в церковное пение, отголоски песнопений черных рабочих американского Юга в современном мире можно найти и в хип-хопе, и в рэпе, и в техно.
По одной из версий, сочетание слов rock и roll впервые появилось еще в начале XVII века и поначалу не имело никакого отношения к музыке. Этими словами матросы обозначали виды движений морского судна во время качки: rock — покачивание вперед-назад, roll — скольжение в стороны. Груженые корабли, проваливаясь между волнами, везли в своих трюмах африканских рабов, которые, в свою очередь, везли в Новый Свет свои обычаи и культуру.
Ритм, который веками вплетался в африканский геном, не мог бесследно исчезнуть и на новых берегах. Он стал основой многих танцев, активно развивавшихся в США в конце XIX — середине XX века, среди них тексесс томми, чарлстон, бальбоа, линди-хоп, буги-вуги и, конечно, рок-н-ролл.
Танцевальный стиль рок-н-ролл неразрывно связан с одноименным музыкальным направлением. В 1951 году американский диск-жокей небольшой кливлендской радиостанции WJW Алан Фрид решил создать специальную музыкальную радиопередачу, в которой бы звучал негритянский джаз. Взяв себе псевдоним Moondog — Лунный Пес, он придумал название для своей передачи Moon Dog Rock and Roll Рarty — «Рок-н-ролльная вечеринка Лунного Пса». Термин «рок-нролл», по легенде, был введен именно Фридом для описания новомодной музыки, звучавшей в его радиопередаче,— выражение «we’ll rock, we’ll roll» было в то время чрезвычайно популярно и использовалось во многих песнях в стиле ритмэнд-блюза.
В 1954 году, уже в Нью-Йорке, Алан расширил свою деятельность по пропаганде рок-н-ролла до общенациональных масштабов, используя ресурсы частных компаний и радиостанций. Общественность и даже государственные органы буквально объявили войну рок-н-роллу как явлению, разрушающему американскую культуру. По радио, телевидению и в печати выступали сенаторы, священники, общественные деятели и учителя, обличая рокн-ролл и призывая молодежь к благоразумию. Одни говорили о «черной заразе», другие утверждали, что все это дело рук коммунистов, решивших использовать рок-н-ролл как идеологическое оружие с целью подорвать американскую мощь изнутри. Однако, несмотря на все усилия общественности, запретный рок-н-ролл лишь набирал популярность.
Днем рождения рок-н-ролла принято считать 12 апреля 1954 года: именно в этот день на американских радиостанциях впервые прозвучала культовая песня Rock Around the Clock. Билл Хейли, автор этого рок-н-ролльного хита, стал, таким образом, одним из первых создателей рокн-ролла как музыкального направления, которое, по сути, являлось смесью ускоренных кантри-вестерна, ритм-энд-блюза и свинга. Ровно через два года, 12 апреля 1956 года, песня Rock Around the Clock стала заглавным саундтреком в одноименном фильме, который вмиг разошелся по всему свету: на черно-белой пленке молодые люди и девушки, встав в пару, танцевали то ли джайв, то ли буги-вуги. На самом же деле это был рок-н-ролл!
Авторы фильма и представить себе не могли, что совсем скоро рок-н-ролл станет не просто музыкой или танцем, а своего рода культом и религией. Культовым героем эры рок-н-ролла стал Элвис Пресли, прокричавший в микрофон: «Я хочу немного поторчать на этом свете и почувствовать острый вкус жизни, танцуя рок!»
В 50-х годах рок-н-ролл совершил стремительный прыжок через океан и к началу 60-х им была заражена уже вся Европа. Наконец, в 70-е годы модное направление подхватил и развил немецкий хореограф Вольфганг Штойер: в 1974 году при его участии была образована Европейская рок-н-ролльная ассоциация (ERRA), куда поначалу вошли Италия, Франция, Германия и Швейцария, а позднее — Австрия, Голландия, Дания и Швеция. Вскоре к ним присоединилась Канада, и Европейская ассоциация превратилась во Всемирную ассоциацию рок-н-ролла (WRRA). В 1984 году он объединил Всемирную федерацию рок-н-ролла и Всемирную федерацию джазового танца (FMDJ) — так появилась Всемирная конфедерация рок-нролла (WRRC) — международная спортивная федерация, координирующая развитие вида спорта акробатический рок-нролл, а также танцев рок-н-ролл, буги-вуги, линди-хоп, багг и даблбагг. В настоящее время активными членами WRRC являются 35 стран, в том числе и Россия.