Культура | Кино
Эсерству не прикажешь
Какое кино будут снимать в России 2017-го — к 100-летию октябрьского переворота? Пока российский кинематограф молчит, такие попытки предпринимают соседи: на Украине сняли фильм «моя бабушка — Фанни Каплан»
При тотальной эксплуатации советской темы в отечественных сериалах и фильмах события 1917-го в нашем современном массовом кино, как ни странно, почти не отображены. За редкими исключениями, и то не напрямую, а косвенно: сериалы «Махно» и «Тихий Дон», фильмы «Колчак» или «Жила-была одна баба»… То есть на советскую тему в нынешнем кино представлено во всех разнообразных видах и ракурсах, со всеми подробностями практически все. Кроме самого начала советской власти.
Смущение авторов можно понять: говоря о революции, они вынуждены будут напомнить зрителю не о победах и свершениях, как принято сейчас, а о беспрецедентном насилии в первую очередь, которое лежало в основании советской власти. Говорить об этом бравурно — как говорило советское кино — сегодня невозможно. Но и говорить о красных с откровенной антипатией тоже мало кто решается. Таким образом, революция 1917-го в кино превратилась в фигуру умолчания, табу.
В консервативной среде давно уже существует такая вымученная концепция «примирения белого и красного», основанная на прохановской идее «красной империи», которую якобы воссоздавали большевики уже начиная с 1930-х. Но вождь революции Ленин в этой концепции тоже оказывается лишним — он, как известно, империй на дух не переносил и был за мировую революцию.
Единственное развитие темы «вождя революции» вне идеологических концепций в 1990-е — это абсурдизация Ленина (известный тезис музыканта Курехина «Ленин был грибом»), с последовавшей за ней жалостью к вождю. «Ленин раньше других понял, что ошибся». Эта идея — вместе с новым образом Ленина, жалкого, умирающего, изолированного от мира,— как появилась у Сокурова в «Тельце» (2001, по сценарию Юрия Арабова), так и осталась единственным вариантом народного «примирения». Вполне, кстати, гуманная идея. Идея «несчастного Ленина» родилась, как несложно догадаться, на противопоставлении «абсолютно счастливому Ленину» советского киноискусства. Но постепенно фигура вождя ушла из кинематографа вовсе — как и собственно тема революции, по тем же причинам.