Ревью | Химическая промышленность
Хождение по мукам
Нет сейчас цели более актуальной для власти, чем найти способ выхода из глубокого экономического кризиса: численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума выросла в первом квартале 2016 года по сравнению с предыдущим кварталом почти вдвое. Больше половины зарплаты работающих уходит на продукты, в августе резервный фонд уменьшился на 18 процентов, Минфин предрек его полное исчерпание уже в текущем году, та же судьба постигнет фонд национального благосостояния в 2017 году. Промышленность находится в рецессии, для покрытия текущего дефицита бюджета в 4 процента нет иного способа, кроме увеличения налогов. Плавное снижение ВВП, имевшее место в последние годы, сейчас ускорилось. На сырые углеводороды приходится 70 процентов экспорта, за его счет наполняется половина бюджета. И это на фоне снижения мировых цен на сырье. Прогноз Минэкономразвития на ближайшие три года однозначен: Россия продолжит терять долю в мировой экономике. Есть и точка невозврата — исчерпание нефтяных ресурсов. Занимая шестое место в мире по запасам нефти (правда, 60 процентов этих запасов трудноизвлекаемые, с себестоимостью добычи около 80 долларов за баррель), Россия лидирует по ее продажам, но не по объему переработки нефтяного сырья.
Понятно, что нужна программа диверсификации экономики, базирующаяся не на экспорте углеводородов, а на их переработке, но вот парадокс — в стране существует около 40 госпрограмм и стратегий, посвященных диверсификации, однако ни одна из них фактически не выполняется. Развитые страны мира многие годы идут путем химизации своих экономик, но не Россия, хотя именно она первой разработала и осуществила этот путь в 1965–1980 годах. Тогда под руководством Л.А. Костандова и А.Н. Косыгина было построено 400 заводов по переработке минерального сырья, уровень химизации в ВВП составлял 7 процентов, по производству базовых химических продуктов мы обогнали США. Сегодня же Россия не может достичь уровня производства даже 1990 года. По потреблению химической продукции на душу населения Россия отстает в разы от всех развитых стран, даже от Китая. Затраты на НИОКР в химии у нас меньше, чем в США, в 350 раз. Развивающиеся страны, кроме России, опираясь на химизацию, нарастили ВВП с 2008 года на 25 процентов.
Конечно, в такой большой стране, как наша, есть и достойные примеры крупных химических предприятий: «Газпром», «Роснефть», «Фосагро», «Еврохим», «Ростех», «Сибур», нефтехимические кластеры Татарстана и Башкирии и другие, но дело в том, что для химизации всей экономики нам нужно иметь в 100 раз больше таких компаний, и это не преувеличение.
В 2014 году появилась стратегия развития химкомплекса до 2030 года, подготовленная Минпромторгом. Для ее разработки не привлекалась ни РАН, ни отраслевые институты, ни представители региональных администраций. В результате появился предельно неконкретный проект, содержащий столько непреодолимых системных ошибок, что оказался, похоже, непригодным для использования.
Этот документ изучили эксперты Международного института проблем химизации современной экономики, профессионалы-химики, имеющие опыт разработки стратегий.
По их мнению, стратегия Минпромторга неконкретна, не имеет четко сформулированных целей, вместо них набор лозунгов и общих слов: «повысить конкурентоспособность, создать высокопроизводительные рабочие места, сделать инвестиционный маневр, усилить модернизацию, внедрять инновации» и т.д., которые невозможно измерить цифрами и по которым нельзя установить задания. Нет даже цели достижения продовольственной безопасности. Стратегия практически не имеет механизма мониторинга, в результате Минпромторг до сих пор не может отчитаться по ее расходам, хотя прошло уже три года с момента начала действия стратегии. Выше говорилось о бесценном опыте проведения первой химизации, на который Минпромторгу следовало бы опираться, но авторы стратегии полностью пренебрегли им, а новации в части классификации химической продукции на три товарные группы не только примитивны, но и могут быть опасными. Так, Минпромторг, относя минеральные удобрения к группе низких переделов, которые, следовательно, не вносят вклад в повышение технического уровня химпрома, дал задание увеличить их экспорт, возможно, не понимая, что его выполнение может нанести ущерб сельскому хозяйству России.
В первом варианте стратегии не было прогнозов развития почти половины химических подотраслей. К их числу относятся химзащита, тонкий оргсинтез, малотоннажная химия и т.д. Объяснить это можно только неопытностью чиновников, вероятно, не знающих даже перечня объектов, которыми они руководят.
При грандиозных затратах на реализацию к 2030 году стратегия приведет к достижению уровня химизации сельского хозяйства, уже достигнутого в 1972 году (внесение удобрений 55,7 кг/га). Внесение минеральных удобрений и производство продовольствия — связанные вещи, об этом знают даже школьники, согласно же стратегии Минпромторга, как говорилось выше, устанавливается задание по увеличению экспорта удобрений с 14,1 млн тонн в 2012 году до 23,3 млн тонн в 2030 году, в то время как истощение российских земель подошло к критическому уровню, а Россия занимает третье место в мире по импорту продовольствия.
Наверное, авторы стратегии Минпромторга и не знают, что существует огромная проблема утилизации фосфогипса, которого в стране накопилось уже по 2,5 тонны на человека, хотя, к примеру, в Китае его полностью перерабатывают в качественные стройматериалы.