Россия и мир | Опыт
Кризис как одиссея
В борьбе со своим кризисом Греция рассчитывает на русских туристов. Чтобы понять, в какой мере и в чем нам стоит рассчитывать на Грецию, «Огонек» отправился в северную столицу этой страны под занавес курортного сезона, который не сорвали ни кризис, ни беженцы
Если Россия свой кризис переживает, то Греция выбрала другой путь: она обживает свой. И, видимо, знает, что делает. «Кризис», как-никак, слово греческое, подразумевается «поворотный пункт», «ситуация, при которой надо выбирать новые средства для достижения цели». Поразительно, но в грозное экономическое понятие поначалу негативного смысла вообще не вкладывалось, термин пришел из судебной практики, а в ней напряжение и противостояние — обычное дело с античных времен. Можно сказать, рутина.
По заветам Аристотеля
Как бы то ни было, кризис — это по-гречески. Как, впрочем, и поиск выходов из него, объясняет «Огоньку» Никос Куцояннис, мэр города Науса в Центральной Македонии. Мэр хорошо знает, о чем говорит: в данный момент он готовит стратегическое наступление на врага, подкосившего экономику вверенного ему муниципалитета с 35-тысячным населением,— совсем как Александр Македонский готовил атаку на полчища персидского царя Дария.
Двух героев, древнегреческого и новогреческого, разделяют две с лишним тысячи лет, но стратегия у них схожая — оба начинают с выбора участка прорыва. Полководцу он, напомним, нужен был для того, чтобы бросить в атаку тяжеловооруженную конницу, а вот мэр рассчитывает на атакующий потенциал русских туристов. Схожий стратегический почерк связан не только с тем, что оба, в сущности, земляки — Науса расположена между древними македонскими столицами Вергиной и Пеллой. Не менее важно, что оба вооружены Аристотелем: те идеи об универсальности мира, которые знаменитый философ вложил в Александра, а тот на их базе впервые попробовал объединить человечество, сформулированы на территории, ныне подведомственной мэру. Школа Аристотеля была под Наусой, близ селения Миеза, вот Никос Куцояннис и восстанавливает сейчас исторический учебный процесс по частям. Уже восстановлен древний театр, отыскали место для философских прогулок (Аристотель не любил учить сидя) в уединенной роще, которую именовали Нимфейон — Святилище нимф, приступают к раскопкам здания гимнасии. Главный археолог края Алекос Хациоаннидис обещает нечто внушительное: философию, этику, математику и его любимую географию будущему властителю мира в IV веке до н.э. преподавали в здании 300 на 100 метров.
— В гимнасии Аристотеля, а по сути — в первом в мире университете, созданном по распоряжению царя Филиппа II, учился не только его сын Александр,— уточняет мэр «Огоньку».— С ним учились и 120 представителей македонской элиты, которые стали соратниками и единомышленниками покорителя мира. Четыре года они учились здесь не только воевать, но и править, понимать завоеванный мир, нести ему греческую культуру: не случайно в городах новой империи, вплоть до Амударьи, закладывали те же гимнасии, где учили и местных. А 80 выпускников этой школы были на свадьбе Александра с персидской царевной Роксаной, что говорит само за себя — они создавали тот новый единый мир, из которого выросла современная цивилизация.
В столь продвинутые исторические штудии мэра завел не местечковый патриотизм, а суровая необходимость. Современная глобальная цивилизация, основы которой Александр и его соратники на наконечниках сарисс донесли до Гималаев, вернулась на родину отцов-основателей жестоким кризисом: дешевый китайский и индийский текстиль убил текстильные фабрики, которые были основой экономики края. А эмбарго на поставки фруктов и овощей на русский рынок нанесло тяжелый удар местным фермерам (эти горы издревле славятся фруктами и вином). Результаты плачевные: безработица 25 процентов, среди молодежи и вовсе под 40. Вот избранный два года назад, чтобы найти выход из безнадеги, мэр и ищет точку опоры — недавно доехал с делегацией из Салоник до Санкт-Петербурга, там обещали подыскать в побратимы район из области (обе северные столицы — России и Греции — уже в побратимах).