Культура | Театр
Верхний Тагил
На сцене Театра им. Пушкина состоялась московская премьера спектакля «Мы, нижеподписавшиеся…» — совместный проект московских актеров и труппы нижнетагильского театра. О символическом значении проекта размышляет обозреватель «Огонька»
Режиссер спектакля Владимир Скворцов говорит о «мистической взаимосвязи персонажей». Спектакль действительно поставлен с некоторой долей инфернальности — поезд, колеса, тук-тук, понятно; но там возникает на мгновение как бы разрыв, дыра во времени. Мы вдруг понимаем, что герои, как и мы, смотрят одновременно на происходящее с высоты прошедших лет. Легко представить, как главный герой Шиндин вышел бы на сцену и стал рассказывать, как они с обожаемым начальником Егоровым в 1991-м решили приватизировать ту самую хлебопекарню, которую не принимала комиссия облисполкома; и как приехали бандиты… а Девятов из облисполкома стал местным олигархом… а главный антигерой Семенов уехал в Штаты…— так, собственно, поступил «Гоголь-центр» со спектаклем «Девять дней одного года», продлив его действие в сегодня. Но персонажи пьесы Гельмана в постановке Скворцова остались там, где были,— во вчера.
Автор пьесы, драматург Александр Гельман — знаковая фигура советской культуры. Ему удалось запихнуть в форму производственной драмы экзистенциальную проблематику — вопреки законам соцреализма, в пьесе все заканчивается плохо. При этом пьеса была экранизирована Татьяной Лиозновой (1981), а также поставлена во МХАТе и Театре сатиры. Как это удалось? Гельман (который был на московской премьере и поговорил с «Огоньком») считает, что в начале 1980-х цензура не то чтобы ослабла, но смотрела уже на многое сквозь пальцы. С другой стороны, требовалось «критиковать отдельные недостатки». И вот в эту идеологическую прореху пьеса Гельмана и проскочила.
Пьеса Гельмана сегодня звучит еще и как мрачное пророчество о распаде — на человеческом уровне. Страна винтиков к началу 1980-х начинает рассыпаться на эти самые винтики
«В нашем облисполкоме сложилась целая мафия»,— говорит герой в постановке 1981 года, и никого это не шокирует. Это было мрачное пророчество о распаде — на человеческом уровне. Страна винтиков к началу 1980-х начинает рассыпаться на эти самые винтики, атомизироваться. Шестеро героев, которые едут в одном поезде и чуть ли не в одном купе, ни о чем не могут договориться, почти всю дорогу они врут и обманывают друг друга и самих себя, в конце эгоизм одного обрушивает едва наметившийся общий компромисс. Знаменитая фраза из пьесы — «У нас хорошего человека обязательно снимут» — иллюстрация известного тезиса