Культура|Прорыв
Машествие
Мультфильм «Маша и медведь» превратился в феномен того же масштаба, что и бразильские сериалы. «Огонек» разбирается в причинах успеха российского мультфильма, покорившего уже более 120 стран
Обозреватель «Огонька» отправился на кинофестиваль в Торонто, чтобы смотреть серьезные фильмы, но включил в гостинице телевизор и наткнулся на… «Машу и Медведя». «Ну и заварила я кашу»,— сообщает мультяшка в конце серии под названием «Маша плюс каша». Этот ролик — сенсация YouTube: по состоянию на сентябрь только на официальной странице его посмотрели 1 млрд 600 млн зрителей. Весь же канал «Маши и Медведя» входит в десятку самых популярных в мире — больше подписчиков только у корейской и американской попсы. История успеха началась в Рождество, первая серия мультфильма вышла 7 января 2009 года (автор идеи, режиссер и сценарист — аниматор Олег Кузовков). Идея была проста: наделить фольклорных героев темпераментами современных детей и родителей. Маша превратилась в гиперактивного и капризного, но зато готового любить весь мир ребенка. А Медведь — в замученного, но терпеливого, внимательного и заботливого взрослого. И если в сказке девочка оказалась в плену у свирепого зверя, то в мультфильме все иначе. Бывший цирковой, Мишка и рад бы насладиться пенсией, но все время должен решать проблемы неутомимого ребенка.
Нельзя сказать, чтобы новинка от студии «Анимаккорд» понравилась всем и сразу. Консерваторы тут же заявили, что вседозволенность Маши надо бы отредактировать ремнем. А зрители, те, что наблюдательнее, заметили, что мультфильм нравится не только детям от трех до девяти (заявленная целевая аудитория), но и девочкам постарше. А значит, те могут неправильно интерпретировать отношения с условным медведем. Но в какой-то момент «Маша и Медведь» зашагали по миру такими семимильными шагами, что интерпретировать их успех стало куда интереснее, чем сокрушаться по поводу времен и нравов. Права на показ мультсериала за рубежом достались именитым компаниям и каналам — KiKA в Германии и France 5 во Франции. Уже больше года шоу с успехом идет в Netflix — главном онлайн-кинотеатре планеты. В прошлом году мультсериал был назван лучшей анимацией на конференции Kidscreen в Майами, считающейся детским аналогом «Оскара». А в этом году в рождественские праздники фильм «Маша и Медведь: друзья навсегда» вошел в семерку самых кассовых картин в Италии, потягавшись с новым эпизодом «Звездных войн». Эта российская анимация чувствует себя уверенно и на пресыщенных азиатских рынках, и в экзотических государствах вроде ОАЭ.