Культура / Выставка
«Лучшая часть искусства — всегда фронда»
14 сентября в Париже откроется выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов»: Центр Жоржа Помпиду принимает в дар от коллекционеров и художников собрание современного русского искусства — 250 работ 60 авторов. Накануне события «Огонек» поговорил с директором центра Бернаром Блистеном
— Вы — частый гость в России. Ваши визиты продиктованы исключительно работой или вы питаете к нашей стране иррациональную любовь, что иногда свойственно западным интеллектуалам?
— Да, я испытываю к вашей стране теплые чувства. Отчасти это объясняется историей моей семьи: предки отца в XIX веке жили на границе России и Польши. Культура Центральной Европы интригует меня сильнее средиземноморской, к которой принадлежит вторая линия моих предков… В молодости я бывал в доме Нины Кандинской, общался с выдающимися историками русского искусства Камиллой Грей и Жан-Клодом Маркаде. А сейчас почти каждый день в залах Центра Жоржа Помпиду, где выставлена постоянная экспозиция, я наблюдаю драматическую историю российско-французских культурных отношений: вижу работы Гончаровой и Ларионова, Кандинского, Сергея Шаршуна, Ивана Пуни, Жака Липшица — художников русского авангарда, которые после революции жили во Франции. Наверное, многие не помнят, но, когда Центр Жоржа Помпиду открылся в 1977 году, он устроил три эпохальные выставки: «Париж — Нью-Йорк», «Париж — Берлин» и «Париж — Москва». Последняя, кстати, в 1981 году приезжала в Москву…
— И произвела тут фурор, потому что был самый разгар холодной войны и сведения о западном искусстве, равно как и о родном русском авангарде, доходили в советскую столицу по крохам.
— Со второй половины 1980-х музей приобретал современных русских художников: у нас есть триптих Владимира Янкилевского, работы Эрика Булатова, который с 1992 года живет во Франции, Ильи Кабакова. Иными словами, русско-французские связи и, в частности, отношения Центра Помпиду с русскими художниками никогда не прерывались. Но нынешнее пополнение нашего русского отдела, конечно, колоссально по количеству работ и их качеству. Оно позволит нам завершить линию XX века и обозначит пути собирательства на будущее.
«Отношения Центра Помпиду с русскими художниками никогда не прерывались. Но нынешнее пополнение нашего русского отдела колоссально по количеству работ и их качеству»
— Кто был автором этой идеи?
— Она родилась в процессе нашего общения с Ольгой Свибловой (руководитель Московского дома фотографии (ММАМ — МДФ.— «О»), которая живет и в Москве, и в Париже, свободно говорит по-французски, знает ситуацию в мировом искусстве. Мы обсуждали, каким совместным проектом можем отметить 40-летие Центра Помпиду в следующем году, переживали, что взять важные русские работы из европейских музеев вряд ли получится, потому что музейные планы сверстаны на несколько лет вперед. Потом я поделился с ней идеей — объявить 2016 год годом дарителя. Так возникла мысль собрать коллекцию современного русского искусства и преподнести ее в дар Центру Помпиду. Со стороны музея куратором стал Николя Люччи-Гутников. У них с Ольгой получился эмоциональный, временами страстный, но и плодотворный диалог.
— Каковы были критерии отбора?
— У нас была задача продолжить линию русского авангарда: показать художников-нонконформистов 1960–1970-х, московский концептуализм, соц-арт, искусство перестройки, то есть вехи XX века, и каждому этапу уделить внимание. Так мы стали обладателями фантастических работ Андрея Монастырского, и для меня совершенно очевидны параллели между ним и американским концептуализмом. Мы не хотели ограничиваться только Москвой или даже Россией, поэтому включили в коллекцию замечательного харьковского фотохудожника Бориса Михайлова. Желание найти лучшее заставило нас обратиться не только к художникам и их семьям, но и к коллекционерам, которые уже произвели первый качественный отбор. Я горячо признателен каждому, кто отдал работы в наш музей.