Культура | Фестиваль
Знай не наших
Самый большой дефицит на завершившемся 38-м московском кинофестивале — кино о российской действительности. Зато в избытке — европейской, американской и прочих, замечает обозреватель «Огонька»
Московский кинофестиваль — вещь во многом ритуальная; но даже ритуал не отменяет какого-то количества сенсаций и скандалов, творческих в первую очередь. Например, в конкурсе предыдущего фестиваля были представлены три российские картины, две из которых — «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе и «Орлеан» Андрея Прошкина — были по-хорошему скандальны. Первый — ввиду длинного шлейфа разбирательств с Минкультом и Военно-историческим обществом; «Орлеан» был сам по себе пронзительным высказыванием о расчеловечивании — в фильме, несмотря на форму притчи, угадывалась российская действительность. Два года назад в конкурсе была другая «перчинка» — фильм Валерии Гай Германики «Да и да». В этом же году, увы, выбирать особенно не из чего: в конкурсе всего одна российская картина — «Монах и бес» Николая Досталя. Действие происходит в царской России, но темы, понятное дело, затрагиваются вечные. Эта же атмосфера «вечности» присуща доброй половине всех фильмов нынешнего конкурса.
Свою версию убийства режиссера Пазолини предлагает Давид Гриеко (Италия) в фильме «Козни». «Эксцентрики» — костюмная ретродрама из 1950-х годов (действие происходит в Польше) режиссера Януша Маевского (чья юность, как нам сообщают, пришлась на те же 1950‑е). Примерно о той же эпохе — «Поющие башмаки» Радослава Спасова (Болгария): известная певица принуждена к сотрудничеству со спецслужбами. Парадокументальная драма «37» Пук Грастен (Дания — США) основана на реальных событиях 1960-х годов (убийство Кити Дженовезе в Бруклине). Классик бразильского кино Руй Герра в «Памяти забвения» поверяет старость молодостью…
За современность (не нашу, чужую) в нынешнем конкурсе отвечают разные жанры. Корейская комедия «Худшая из женщин» (Ким Чжон Кван) и черная комедия «Дневник машиниста» Милоша Радовича (Сербия — Хорватия). Социальная драма о филиппинской действительности «Пелена» Ралстона Джовера. Подростковая мелодрама «Центр моего мира» Якоба М. Эрвы (Германия — Австрия). Экзистенциальная драма «Голос вещей» Ариэля Эскаланте (Коста-Рика). Идеологическая семейная драма «Дочь» Резы Миркарими (Иран). И типично французское кино «Мари и неудачники» Себастьена Бетбедера.