Россия и мир | Коллизия
Европа идет на разрыв
Брекзит стал для Европы потрясением: впервые страна — член Евросоюза решила его покинуть. Но остаются вопросы: выйдет ли на самом деле? Единственной ли окажется?
Результат референдума потряс Европу. Это настоящий шок. Ждали все же победы сторонников единой Европы, пусть и с не очень большим перевесом. Вышло по-другому: с малым перевесом, 51,9 процента за, 48,1 — против выхода. За выход проголосовали 17 410 742 человека, за то, чтобы остаться,— 16 141 241. Страна раскололась. Убедительной победы ни тот, ни другой лагерь не одержал. Фунт и евро трясет, акции падают, инвестиции утекают, рынки не знают, куда деваться. После референдума о выходе Британии из ЕС Европа затаила дыхание. Что дальше? Кто следующий? Крах объединенной Европы или из кризиса как-то удастся выкрутиться?
На прошлой неделе в Брюсселе прошел саммит ЕС. Дэвид Кэмерон сообщил о победе брекзита, но подтвердил также: Британия не намерена пока «спускать курок» — приводить в действие статью 50 Лиссабонского договора, оговаривающую порядок выхода из ЕС. Это должен будет сделать (или не делать), его преемник на посту премьер-министра. Затем Кэмерон покинул встречу. Впервые за 40 лет Британии не оказалось за столом ЕС. Руководители ЕС и лидеры европейских стран настаивают на скорейшем прояснении ситуации. Однако сделать они ничего не могут, пока нет официальной заявки на выход — это прерогатива самой страны — члена ЕС. Кризис, таким образом, обещает быть затяжным, а переговоры между Великобританией и ЕС, если они вообще начнутся, трудными. ЕС подтвердил, что единый рынок и свободное передвижение людей — это фундаментальный принцип союза. Между тем сопротивление миграции было одним из основных мотивов, решивших исход британского референдума в пользу брекзита.
Правила ухода
Кратко о механизме выхода. Пусть референдум не обязывающий, а рекомендательный, но игнорировать волю народа никак нельзя. Вот несколько оценок: «Это самое важное демократическое решение за всю историю Британии», «Окончена не просто глава в нашей истории, окончен целый том». Но все же еще раз: референдум — это пока не решение о выходе. Статья 50 Лиссабонского договора о ЕС оговаривает, что запуск статьи — это прерогатива главы государства или правительства. В случае Британии она принадлежит премьер-министру. Дэвид Кэмерон на словах признал абсолютность народного приговора. На деле же он совершил последний, крутой маневр в своей политической карьере — заявил, что уходит в отставку, и… отказался приводить в действие статью 50.
Напомним: Кэмерон вел кампанию за сохранение членства в ЕС, но заверял, что каким бы ни был приговор, на следующий же день он отправит в Брюссель соответствующее уведомление. Но ни на следующий день, ни потом этого не случилось. Одна из массовых газет пусть грубовато, но достаточно точно резюмировала, как это надо понимать: «а чего это мне ваше дерьмо разгребать». Кэмерон, короче, просто переложил трудное решение на своего преемника.
В лагере консерваторов-евроскептиков ожидали, что им станет популярный в стране бывший мэр Лондона Борис Джонсон. Но перед закрытием регистрации кандидатов на пост лидера консерваторов произошла сенсация: он снялся с выборов. Теперь от евроскептиков на них идет министр юстиции Майкл Гоув. Противостоять ему будет Тереза Мей, нынешний министр внутренних дел и противница брекзита. Впрочем, кто бы ни стал новым премьером, монументальное решение принять будет трудно. Взять на себя ответственность за крах проевропейского курса, которому Британия следовала последние 50 лет? И не только за это, но и за возможные последствия, включая развал самой Великобритании и крах самого европейского проекта.
Окончательное решение может растянуться до октября или даже до ноября. А может и вообще… не состояться. Во всяком случае, сейчас в Англии можно видеть не столько решимость довести до конца брекзит, сколько поиск всевозможных лазеек и оговорок, которые позволили бы оттянуть, смягчить или вовсе спустить на тормозах народное решение. Один из таких вариантов — юридический. По оценке ветерана британской политики лорда Хизлтайна, в начале 1990-х сыгравшего ключевую роль в падении Маргарет Тэтчер, налицо конституционный кризис. Народ заявил одно, парламент (большинство депутатов — до трех четвертей — выступает за Европу) придерживается другого. Выход может быть либо в проведении нового референдума, либо в новых всеобщих парламентских выборах.
Ведущий британский юрист, специалист по конституционному праву Джеффри Робертсон считает, что и будущий премьер-министр не может просто так «спустить курок» — обратиться в ЕС с уведомлением о выходе. Сначала парламент должен особым актом отменить закон о вступлении в Европейское сообщество 1972 года, который остается в силе, референдум его не отменял. Таким образом, подчеркивает Робертсон, «это далеко не конец. Парламентариям придется исполнить свой долг и проголосовать по совести за то, что в лучших интересах Британии».