Внезапно затеянная борьба за расширение тротуаров в центре столицы и тотальная перекладка бордюров одновременно по всем ее ключевым магистралям грозили сделать из летней Москвы-2016 не город-сад, а город-ад. Этого не случилось по одной только причине: москвичей и гостей столицы, обреченных на ударное благоустройство в сжатые сроки, спасло метро — именно эффективно работающая подземная инфраструктура уберегла Москву от транспортного коллапса нынешним летом. А уже осенью столичное метро, недавно отметившее свой 80-летний юбилей, откроет миллионам пассажиров новый горизонт: начнет работать маршрутный контур, соединяющий подземку и московскую кольцевую железную дорогу,— разгрузятся забитые линии, увеличатся скорости, город заживет по-другому. Как все это будет работать и каких еще подземных перемен нам ожидать, выяснял «Огонек»

Огонёк

Россия и мир | Тема номера

Метро не сразу строилось

Внезапно затеянная борьба за расширение тротуаров в центре столицы и тотальная перекладка бордюров одновременно по всем ее ключевым магистралям грозили сделать из летней Москвы-2016 не город-сад, а город-ад. Этого не случилось по одной только причине: москвичей и гостей столицы, обреченных на ударное благоустройство в сжатые сроки, спасло метро — именно эффективно работающая подземная инфраструктура уберегла Москву от транспортного коллапса нынешним летом. А уже осенью столичное метро, недавно отметившее свой 80-летний юбилей, откроет миллионам пассажиров новый горизонт: начнет работать маршрутный контур, соединяющий подземку и московскую кольцевую железную дорогу,— разгрузятся забитые линии, увеличатся скорости, город заживет по-другому. Как все это будет работать и каких еще подземных перемен нам ожидать, выяснял «Огонек»

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов рассказал «Огоньку» о новой кольцевой линии, судьбе монорельса, а также объяснил, как будет работать система навигации в разрастающемся московском метро и почему в нем совершенно точно не будет велосипедов.

— В конце года наконец-то начинается пассажирское движение по МКЖД — Московской кольцевой железной дороге. Разговоры об этом шли не один год. Что мешало пустить поезда раньше?

— Линию предстояло модернизировать. Это ведь были внутренние соединения между разными железнодорожными направлениями, предназначенные в основном для подачи и уборки вагонов и для транзитных перевозок. Сейчас это фактически новая линия: электрифицированная, в двухпутном исполнении, с совершенно новыми устройствами безопасности движения. Поезда в час пик будут ходить с интервалами 6 минут. У нас был подобный опыт на Олимпиаде в Сочи 2014 года. И это достаточно напряженное движение, хочу вам сказать.

— Насколько это позволит разгрузить действующее метро?

По предварительным расчетам, Кольцевая линия Московского метрополитена будет разгружена на 15 процентов. Снизится нагрузка на критических перегонах радиальных линий — это две-три станции перед кольцом, где в час пик собирается максимальное количество пассажиров. Более чем на 20 процентов будут разгружены железнодорожные вокзалы и прилегающие к ним станции метро. Время в пути для некоторых маршрутов сократится втрое. Планируем, что пассажиропоток МКЖД в первый год эксплуатации достигнет 75 млн человек, а к 2025 году должен увеличиться до 300 млн. С момента запуска на линии выйдут поезда, состоящие из 5 вагонов. При этом есть возможность запустить сцепы из двух поездов, то есть уже 10 вагонов.

— Это будут не обычные метрополитеновские составы?

— По МКЖД пойдут «Ласточки», как в Сочи. Перевозкой пассажиров на новом кольце будет заниматься РЖД. По договору с метрополитеном, РЖД набирает локомотивные бригады, приобретает подвижной состав и отвечает за его техническое состояние. Вместе с тем мы позиционируем МКЖД именно как вторую кольцевую линию метро. Для удобства пассажиров мы полностью интегрируем ее в нашу билетную систему и систему навигации. Можно будет бесплатно переходить из обычного метро на МКЖД и обратно в течение полутора часов с момента последнего входа в метрополитен.

За два года руководства столичным метрополитеном Дмитрий Пегов отлично освоился в московской подземке
Фото Анатолий Жданов

— Переходы, судя по проекту, получаются довольно длинные. От платформы МКЖД «Хорошево» до метро «Полежаевская» — 700 метров, между двумя «Войковскими» — полкилометра.

— Это не самые типичные примеры. На 17 из 31 станции МКЖД можно будет пересесть на метро, и средняя длина перехода составит 200–300 метров. Есть пять станций, где пересадка вообще будет происходить в теплом контуре, то есть не выходя на улицу,— это «Владыкино», «Черкизово», «Кутузово», «Ленинский проспект» и «Международная». Над метро «Черкизовская», например, сейчас надстраивают второй этаж, который будет вести в надземный пешеходный переход и соединит метро и МКЖД. Кроме того, в Московском метрополитене и так есть довольно длинные подземные переходы, скажем, на той же «Павелецкой», где почти 150 метров.

— Может быть, имеет смысл поставить движущиеся дорожки, как в аэропортах?

— Расстояние на переходах меньше, чем, например, в Шереметьево от аэроэкспресса до терминала D. Так что в движущихся дорожках нет нужды. Но на местах пересадки будут построены ТПУ — транспортно-пересадочные узлы. Это нечто большее, чем вокзал, это хаб, где будут сконцентрированы все виды городского и пригородного транспорта: метро, троллейбусы, трамваи, автобусы, маршрутные такси, железная дорога. Вокруг них будут больше строиться офисные, жилые, торговые сооружения. И это вторая цель МКЖД помимо разгрузки метрополитена — развитие территорий, которые раньше занимали промзоны.

— На сайте МКЖД перечислены даже размеры будущих ТПУ. Там суммарно будет 246 610 квадратных метров торговли, 178 500 — офисов, 200 тысяч — апартаментов. Объемы застройки впечатляют. Что метрополитен собирается делать со всем этим хозяйством?

— Этим, как вы говорите, большим хозяйством будет заниматься уже не метрополитен. Наша основная с РЖД задача, чтобы на МКЖД не было сбоев ни зимой, ни летом и пассажиры чувствовали себя удобно. Тогда все разовьется без нашего вмешательства.

— А как обстоят дела с еще одной будущей кольцевой, с Третьим пересадочным контуром?

— Стройка идет. Могу сказать, что все, что было заявлено, делается: Кожуховский радиус, линия на Коммунарку, Солнцевская линия. Где-то выполнен отвод земли, где-то объявляется конкурс, где-то уже строители зашли. В той или иной степени работы начаты по всему фронту. На Солнцевской линии в районе «Мичуринского проспекта» уже вышел проходческий щит. Но от выхода щита до момента пуска может пройти год, а то и два. Так что поделюсь только самыми ближайшими планами. Это ввод участка Люблинско-Дмитровской линии: станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». Постараемся их открыть уже в этом году.

— А пересадка с этой ветки на Кольцевую со станции «Достоевская» когда появится?

— Когда-нибудь появится. Но в ближайшей адресной инвестиционной программе ее нет. Расчеты для пересадочной станции, она предварительно называется «Суворовская», были сделаны еще много лет назад. Но мы стоим перед выбором: построить одну «Суворовскую» или три-четыре станции в новых районах, где люди ждут метро. Это вопрос стоимости, ведь придется врезаться в действующую линию глубокого заложения.

Еще одна станция, которую скоро откроют,— это «Ховрино» на Замоскворецкой линии у МКАДа. Мы могли бы сдать ее в этом году. Но по просьбам жителей появилась еще одна станция — «Беломорская улица», между «Ховрино» и «Речным вокзалом». Из-за этого запуск перенесен на следующий год

— Как только салатовая ветка продлится на север, там, судя по схеме, будет оборудована пересадка на монорельс. Как вы планируете развивать этот вид транспорта?

— Пересадка-то будет, но вопрос, насколько монорельс вообще будет востребован. Сейчас он используется в основном, чтобы переехать через пути Октябрьской железной дороги. Боюсь, что с открытием МКЖД и дополнительных станций метрополитена рядом с ней актуальность монорельса сойдет на нет. Будем честны: проектировалась дорога не для массовой перевозки пассажиров, а как аттракцион ВДНХ. Содержание этого вида транспорта затратно для города, да и проектный срок службы подходит к концу. Поэтому сейчас рассматриваются два варианта его дальнейшей судьбы. Либо оставить эту дорогу в статусе аттракциона, работающего в определенные часы, либо заменить на городской трамвай. Для этого придется поменять конструкцию бетонных балок, на которых идет монорельс, и проложить сверху трамвайные пути. Решение за правительством города.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Другая работа Другая работа

Какую подработку ищут россияне?

Огонёк
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Читать Читать

Подборка книг, которые помогут прокачать свои интеллектуальные способности

Psychologies
«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр «Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр

Какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр

Forbes
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества

Как вышло, что экранизации игр вдруг скакнули со дна в элиту кинопроизводства?

Правила жизни
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
«Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине» «Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине»

Какие инновации пришли в сахарное производство в XVIII веке

N+1
2023 год в России оказался на градус жарче нормы 2023 год в России оказался на градус жарче нормы

Наиболее аномально теплым сезоном 2023 года в России была осень

N+1
Янис Чамалиди Янис Чамалиди

Помпейские росписи и работы медиахудожника Rinatto L'Bank в квартире дизайнера

Собака.ru
Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему

Разбираем творчество легендарных музыкантов КиШ — от дебюта до заката

Maxim
Год Дракона Год Дракона

Китайские драконы, царящие на российском автомобильном рынке

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Конечно, Баста Конечно, Баста

Василий Вакуленко — о легкости, которой учится у новичков «Газгольдера»

СНОБ
Антон Первушин: Существовала засекреченная советская программа слежения за американскими кораблями «Аполлон», летавшими к Луне Антон Первушин: Существовала засекреченная советская программа слежения за американскими кораблями «Аполлон», летавшими к Луне

Почему вокруг космоса существует столько мифов и конспирологических теорий?

СНОБ
Прививка для императрицы. Отрывок из книги Прививка для императрицы. Отрывок из книги

Как Екатерина II прививала Россию

СНОБ
«Он улетел на небо»: как не травмировать ребенка новостью о смерти близкого «Он улетел на небо»: как не травмировать ребенка новостью о смерти близкого

Взрослые стараются не говорить с детьми о смерти. Правильное ли это решение?

Psychologies
Необычные майские Необычные майские

5 вариантов отдыха на праздники – собрали самые интересные идеи

Лиза
Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза

Как влияние на стиль одежды партнера может быть формой абьюза

Forbes
Что такое тосол и для чего он нужен Что такое тосол и для чего он нужен

Что такое тосол и чем он отличается от антифриза

РБК
Как найти идеального партнера по типу личности: 4 сценария Как найти идеального партнера по типу личности: 4 сценария

Партнер какого типа личности вам подходит?

Psychologies
Открыть в приложении