Неделя | Документ
Совет предлагает исключить
Горячей темой на минувшей неделе стало прохождение в Думе пакета законопроектов антитеррористической направленности. Высказывалось опасение: простор для правоохранительного «творчества», который открывают предлагаемые поправками меры, может радикально изменить жизнь в стране. В концентрированной форме эти опасения представлены в экспертном заключении на законопроекты, подготовленном советом при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, выдержки из которого публикует «Огонек»
1. Часть 1 статьи 1 законопроекта № 1039101–6 предполагает расширение территориального принципа действия Уголовного кодекса РФ в отношении преступлений, совершенных за пределами Российской Федерации.
Это чрезмерно расширяет территориальное действие уголовного закона, создает риски нарушения Российской Федерацией своих международных обязательств и не соответствует универсальному конституционному и международно-правовому принципу привлечения к уголовной ответственности только на основе закона или международного договора. Такой подход, противоречащий запрету произвольного привлечения к уголовной ответственности, в пояснительной записке к законопроекту не мотивируется и не имеет никаких объективных оснований.
Поэтому Совет предлагает исключить часть 1 статьи 1 законопроекта № 1039101–6.
2. Часть 2 статьи 1 законопроекта № 1039101–6 предусматривает расширение круга преступлений террористической направленности (включая несообщение о преступлении — предлагаемая новая статья 205-6 УК РФ и участие в незаконных вооруженных формированиях — статья 208 УК РФ), ответственность за которые, согласно части 2 статьи 20 УК РФ, наступает с 14-летнего возраста.
По мнению авторов законопроекта, действующий закон не учитывает полное осознание особой общественной опасности таких деяний несовершеннолетним лицом с 14-летнего возраста. Такая оценка сильно искажает действительность и не согласуется с существующими криминологическими и уголовно-правовыми исследованиями и статистикой. Во-первых, лица в возрасте от 14 до 16 лет и по ныне действующему законодательству, если они участвуют в подготовке и совершении террористического акта, несут уголовную ответственность и за террористический акт, и за связанные с ним тяжкие последствия. Во-вторых, за пределами привлечения к ответственности за указанные тяжкие и средней тяжести деяния законодатель предусмотрел в отношении других деяний террористической направленности уголовную ответственность не с 14, а с 16 лет. Это основано именно на неспособности осознания несовершеннолетним с более раннего возраста в полной мере смысла и значения террористических установок. По мнению Совета, без надлежащего детального криминологического обоснования недопустимо снижать до 14 лет возраст уголовной ответственности.
Поэтому Совет предлагает исключить часть 2 статьи 1 законопроекта № 1039101–6 в предложенной редакции.
3. Часть 19 статьи 1 законопроекта № 1039101–6 вводит в Уголовный кодекс РФ новую статью 205-6 ”Несообщение о преступлении.
Установление уголовной ответственности за несообщение о преступлении также представляется неприемлемым. Авторы проекта не приводят никаких социально-правовых и криминологических оснований такой криминализации. Фактически речь идет о криминализации бездействия. Предлагаемая криминализация несообщения в уполномоченные органы власти о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении не обеспечивает четкую определенность признаков состава преступления с точки зрения ни его объективной, ни субъективной стороны. Столь неопределенное правовое регулирование состава преступления оставляет широкое поле для возможных провокаций и прочих злоупотреблений. Более того, криминализация недонесения о преступлениях террористической направленности предопределяет и провоцирует произвол в области уголовного преследования за такие деяния.