Культура | Фестиваль
От мифа к миру
9 февраля в столице Германии открывается 67-й Берлинский международный кинофестиваль. Главными его темами на этот раз станут две великие мировые утопии — капитализм и коммунизм.
На фоне крупных международных событий — победы Дональда Трампа на выборах в США, а также активизации праворадикальных группировок и правых популистов внутри самой Германии — привлечь внимание к культурным мероприятиям, пусть даже таким, как кинофестиваль в Берлине, совсем непросто. Однако Дитер Косслик, бессменный художественный руководитель фестиваля с 2001 года, не унывает. Он считает, что именно в такие времена стоит особенно внимательно прислушаться к деятелям культуры, к тому, как они «перерабатывают» насущные проблемы общества — ведь Берлинале по традиции считается самым политизированным из крупнейших кинофорумов.
Естественно, в этом году Берлинале не обойдет тему последних выборов в США; впрочем, несмотря на тревожный интерес к этой теме в самой Европе, в частности в Германии, организаторы обещают, что не будут превращать эту тему в ключевую. «Берлинская программа сама по себе является протестом нынешнему политическому курсу Америки»,— считает Косслик. Не будет в нынешней программе и специального акцента на теме мигрантов — в отличие от прошлого года. Открыть фестиваль Косслик в этот раз решил картиной дебютанта Этьена Комара с фильмом «Джанго» — аполитичной на первый взгляд историей про джазового гитариста. Однако речь в картине идет не просто о музыкальном таланте Джанго Рейнхардта (1910– 1953) — французского джазового гитариста, одного из основателей стиля джазмануш (цыганский джаз). Прозвище Рейнхардта, Django, на цыганском означает «я проcыпаюсь»: он родился в семье кочевых цыган в Бельгии, расцвет его карьеры пришелся на годы оккупации Франции; он и его семья несколько раз безуспешно пытались бежать из Франции, затем он вынужден был скрываться от нацистов, вернувшись к кочевому образу жизни.
Другими важными темами фестиваля станут глобализация и колониализм. Британско-индийский режиссер Гуриндер Чадха поведает в «Доме вице-короля» о последних месяцах британской администрации в Индии. В «Жуакине» бразильца Марселу Гомеса речь пойдет о национальном герое Тирадентисе, пытавшемся освободить страну от португальских колонизаторов. Но колонизация, по словам Косслика, приобрела сегодня совершенно другие масштабы. Вчерашние узурпаторы — это сегодняшние инвесторы, и подавление одной нации другой ведется на уровне финансовых и экономических структур.