Театр на Таганке выпустил первую в новом году премьеру — мюзикл «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-Стрит». Обозреватель «Огонька» видит в появлении на легендарной московской сцене знаменитого бродвейского названия парадоксальное, но неизбежное следствие эпохи больших театральных перемен.

Огонёк

Культура | Театр

Между музеем и мюзиклом

Театр на Таганке выпустил первую в новом году премьеру — мюзикл «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-Стрит». Обозреватель «Огонька» видит в появлении на легендарной московской сцене знаменитого бродвейского названия парадоксальное, но неизбежное следствие эпохи больших театральных перемен.

Дмитрий Ренанский

На минувшей неделе служителям муз в очередной раз напомнили, какое именно из искусств является в современной России важнейшим. Сначала Общественный совет при Министерстве культуры выступил против «перепрошивки театров»: под этой формулой Николай Бурляев подразумевал процесс реформирования столичных театральных стационаров как таковой, и в частности — опыт превращения театров имени Гоголя и имени Станиславского соответственно в «Гоголь-центр» и Электротеатр «Станиславский». Затем филиппики Общественного совета поддержал уже заместитель министра культуры Александр Журавский, заявивший о необходимости сохранения репертуарного театра как уникального явления мировой культуры. Словно бы всего этого было мало, к общественности обратились представители КПРФ, неожиданно призвавшие спасти московский Театр на Таганке от якобы волюнтаристских действий его дирекции, мешающей процветанию легендарного коллектива.

Пресслужба Театра на Таганке/ Юрий Богомаз

Ситуация, при которой КПРФ встает на защиту не просто театра с репутацией последовательного антисоветчика, но института, внесшего неоценимый вклад в разрушение советского проекта, выглядит при ближайшем рассмотрении не такой уж абсурдной. Депутаты-коммунисты и госменеджеры от культуры не отстаивают интересы конкретных театров, но отчаянно противятся самой идее перемен, давно назревших в клаустрофобичном, патриархальном, архаическом театральном мире. Дело, понятно, не только и не столько в стилистических разногласиях с власть имущими — описанный сюжет при всем желании не получится свести к конфликту консерваторов и прогрессистов. Под него еще можно подверстать нападки на «Гоголь-центр», а вот скандалы вокруг Театра на Таганке в «охранительский тренд» уже явно не вписываются — труппа слишком давно не выпускала резонансных работ, способных стать предметом общественной дискуссии. Речь, конечно, идет о более крупной игре: нынешние проблемы театральной отрасли не локальны, а системны — это лишь верхушка айсберга, в основании которого лежат мучительные травмы и фантомные боли постсоветского социума.

Защитники Таганки напирают на необходимость сохранения наследия Любимова, но театр — не музей (на фото — сцены из спектакля «Суини Тодд»)

Политический истеблишмент интуитивно чувствует, что театр — модель общества, государство в миниатюре и любые реформы тут могут оказаться чреваты самыми неожиданными глобальными последствиями: эффект бабочки, того и гляди, сработает даже сегодня, когда само общество, как кажется, озабочено чем угодно, но только не судьбами отечественной культуры. Примечательно, что в подавляющем большинстве случаев околотеатральные скандалы — исключая разве что подтверждающий правило казус «Тангейзера» — разгораются в современной России не как реакция на то или иное эстетическое высказывание художника, не вследствие несовместимости групп идеологической крови, но чаще всего возникают в ответ на кадровые, структурные перемены. Тишайшего Римаса Туминаса часть труппы столичного Театра им. Вахтангова принимала в свое время так же в штыки, как артисты «Гогольцентра» — бузотера Кирилла Серебренникова: с трудом контролируемый ужас вызывает сама вероятность того, что с появлением в руководстве институций новых людей способна прийти в движение целая театральная система, долгими десятилетиями находившаяся в состоянии мнимого покоя и внешнего благополучия.

Ведь куда как проще по старинке иметь дело с привычным устройством театра-дома, все существование которого подчинено воле одного человека, распространяющейся не только на сцене, но и далеко за ее пределами. Между тем героическая эпоха харизматичных диктаторов, режиссеров-демиургов, сделавших историю театра ХХ века, давно осталась в прошлом: современная сцена, ориентированная на принципиально иные культурологические и экономические модели, предпочитает вертикальным структурам коллективное авторство и делегирование полномочий. Старые схемы в какой-то момент перестали быть жизнеспособными, и биография Таганки — лучшее тому свидетельство: историкам еще предстоит разобраться в том, как «театр открытых дверей», взорвавший «четвертую стену» и в голос заговоривший со сцены о том, о чем раньше было принято шептать на кухнях, пришел к ригидному тоталитаризму поздней любимовской поры.

Нынешнее появление в афише Театра на Таганке бродвейского мюзикла — в постановке, к слову, лучшего из российских профильных специалистов, лауреата последней «Золотой маски» Алексея Франдетти — кажется кощунством лишь на первый взгляд. Едва ли не большим неуважением к прошлому прославленной труппы было бы делать вид, что сегодня она может существовать без кардинальной перезагрузки, в той же системе координат, что и 10, 20, 30 лет назад. Возможно, новому директору Таганки Ирине Апексимовой можно было бы попенять за некоторую экстравагантность репертуарной политики, но основную задачу, стоящую перед театром сегодня, она понимает предельно ясно: прежде чем двигаться вперед, таганскому бренду нужно то, что на профессиональном языке называется чистой переменой — полная перестановка декораций, производимая в максимально короткий срок на глазах у публики.

Авторский театр умирает вместе со своим создателем; прежняя история Таганки закончилась, как известно, еще раньше — за три года до ухода из жизни Юрия Любимова, когда после очередного конфликта с актерами летом 2011-го он пообещал не переступать порог своего театра. Защитники Таганки напирают на необходимость сохранения наследия Любимова, но театр — не музей, это едва ли не единственный вид искусства, не поддающийся консервации. Срабатывает человеческий фактор, и легендарные постановки сходят с репертуара в силу естественных причин, не говоря уже о куда более тонких материях. С годами из спектаклей, сотканных из разношерстных исторических архетипов, бытовых артефактов и всего того, что составляет генетическую память человека, рожденного в СССР, выветривается воздух времени, повестка дня, а вместе с ними из театра уходит смысл, и драма Таганки — отнюдь не единичный случай такого рода. С каждым годом необходимость реформирования отечественного театрального департамента будет назревать все острее, а в ситуации слабого культурного менеджмента решать проблемы театров, вставших перед необходимостью перемены участи, будет все сложнее.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Возрастные явления Возрастные явления

Молодой прозаик в поисках лишнего человека

Огонёк
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
«Капитаны Апреля» «Капитаны Апреля»

9 сентября 1973 года группа офицеров тайно собралась в окрестностях города Эвора

Дилетант
Как узнать где летит самолет — следим за рейсом с помощью смартфона или компьютера Как узнать где летит самолет — следим за рейсом с помощью смартфона или компьютера

Следить за движением любого самолета в мире не сложнее, чем за доставщиком пиццы

CHIP
Geneva Geneva

Дизайнер Матвей Ларионенко сумел поженить стритвир и устойчивую моду

Собака.ru
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Как поменять пароль в Telegram. На iPhone, Android и ПК. Все способы Как поменять пароль в Telegram. На iPhone, Android и ПК. Все способы

Как поменять пароль Telegram, если возникла такая необходимость

Цифровой океан
История одной звездной системы История одной звездной системы

В 366 световых годах от нас находится гигантская звезда Дзета Змееносца

Наука и Техника
Локальное потепление. Как в СССР пришла оттепель и что она изменила Локальное потепление. Как в СССР пришла оттепель и что она изменила

Каким урокам нас научила оттепель?

СНОБ
На связи с рынком: чем интересно размещение на бирже акций МТС Банка На связи с рынком: чем интересно размещение на бирже акций МТС Банка

Что в бизнес-модели МТС Банка несет риски и преимущества для инвесторов

Forbes
Брокколи Брокколи

Почему броколли считается суперфудом?

Здоровье
Телескоп Gaia отыскал рекордно массивную черную дыру звездной массы в Млечном Пути Телескоп Gaia отыскал рекордно массивную черную дыру звездной массы в Млечном Пути

Телескоп Gaia обнаружил рекордно массивную черную дыру звездной массы

N+1
«Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа «Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа

Излишняя страсть в отношениях может мучать обоих партнеров: личная история

Psychologies
Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность

Чем вызваны особенные недостатки столицы Якутии?

ФедералПресс
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь: история самых популярных российских сатирических журналов в иронических набросках Над кем смеетесь? Над собой смеетесь: история самых популярных российских сатирических журналов в иронических набросках

Разбираемся в истоках комического в литературе и искусстве

Правила жизни
Верх совершенства Верх совершенства

Можно ли отрастить волосы быстро и как сделать их густыми?

VOICE
Пошел по комнате дымок: откуда взялся неошансон и почему он популярен? Пошел по комнате дымок: откуда взялся неошансон и почему он популярен?

Неожиданная эволюция и популярность шансона в России

Правила жизни
Самые стойкие: 7 цветов, которые дольше всех остаются свежими Самые стойкие: 7 цветов, которые дольше всех остаются свежими

Срезанные цветы, которые смогут радовать вас на протяжении нескольких недель

ТехИнсайдер
Разводиться или нет? 5 вопросов, чтобы принять решение Разводиться или нет? 5 вопросов, чтобы принять решение

Стоит ли решаться на развод? Чтобы все взвесить, ответьте себе на эти вопросы

Psychologies
И ты — жук И ты — жук

«Задача трех тел»: экранизация китайского сай-фая об ученых и пришельцах

Weekend
Словарный запас двухлетних детей связали с реакцией их мозга на общение с родителями в пять месяцев Словарный запас двухлетних детей связали с реакцией их мозга на общение с родителями в пять месяцев

Быстрее осваивают речь те дети, которых вовлекают в социальные взаимодействия

N+1
Год Дракона Год Дракона

Китайские драконы, царящие на российском автомобильном рынке

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Каким получилось «Падение империи» Алекса Гарленда — печальный и тихий блокбастер Каким получилось «Падение империи» Алекса Гарленда — печальный и тихий блокбастер

«Падение империи» — невероятные американские горки о Гражданской войне в США

Правила жизни
Такой непростой насморк Такой непростой насморк

Как облегчить течение аллергического ринита?

Здоровье
Как защитить детей от сексуализированного насилия: инструкция для родителей Как защитить детей от сексуализированного насилия: инструкция для родителей

Почему важно говорить о сексуализированном насилии над детьми?

Psychologies
По следам Америго Веспуччи По следам Америго Веспуччи

Как менялись роли Америго Веспуччи в мировой науке?

Знание – сила
История одной песни: первый хит СССР про освоение космоса, 1960 История одной песни: первый хит СССР про освоение космоса, 1960

Как Владимир Трошин написал свою культовую песню про космос?

Maxim
Японский сад, музей Барби и кладбище: гид по Краснодару Японский сад, музей Барби и кладбище: гид по Краснодару

Что смотреть в Краснодаре?

СНОБ
Приход Антихриста, Апокалипсис и город живых мертвецов. Почему юмор Гоголя должен пугать Приход Антихриста, Апокалипсис и город живых мертвецов. Почему юмор Гоголя должен пугать

В чем Гоголь опередил Кафку и Камю и почему его юмор должен вызывать ужас

СНОБ
Открыть в приложении