Медицина

Медицина

Материалы подготовила Дина Юсупова

Диетология

Перец от рака

Популярная в Индии пряность — тропический длинный перец — имеет, как выяснили ученые из Университета Техаса (США), антираковые свойства. Этот весьма острый на вкус перец содержит вещество пайперлонгумин, которое активно действует против многих видов рака: молочной железы, желудка, простаты, лейкоза. Ученые установили механизм его действия с помощью рентгеноструктурного анализа, который позволяет узнать структуру вещества. Оказалось, в организме пайперлонгумин трансформируется в особое вещество, подавляющее работу гена GSTP1. Этот ген отвечает за выработку токсичного фермента, который в большом количестве находят в злокачественных опухолях. «Надеемся, что открытие структуры пайперлонгумина позволит серьезно усовершенствовать существующие методы борьбы с раком»,— говорит один из авторов исследования профессор Кеннет Уэстовэр.

Depositphotos / Photoxpress.ru

Бактериология

Ответ туберкулезу

Ученые впервые за сто лет создали новую вакцину от туберкулеза. Она поможет в борьбе со штаммами бактерий, устойчивых к существующей терапии. Туберкулез — инфекционное заболевание, которое легко передается от человека к человеку. Одним из возбудителей является бактерия Mycobacterium tuberculosis, которая чаще всего поражает легкие. Основой нового лекарства стал родственник туберкулезной бактерии — микроб M.smegmatis. С помощью генной модификации медики заставили его производить токсины, опасные для бактерии туберкулеза. Как объясняет Аксель Гайзер из Исследовательского института Гопкирка (Новая Зеландия), ученые проверили действие вакцины на мышах, зараженных туберкулезом, и получили иммунный ответ. Это дает надежду, что прорыв в терапии трудноизлечимых форм туберкулеза реален.

Фармакология

Удар по глютену

Препарат для людей с непереносимостью глютена разработали сотрудники Института молекулярной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Глютен, который еще называют клейковиной,— это белок, находящийся практически во всех злаковых растениях. Примерно 1 процент людей имеет на него аллергию, которая грозит осложнениями — от дерматита до тяжелых пищеварительных расстройств. Новое лекарство создано из фермента тритикаинальфа (получен из семян пшеницы). Как показали исследования, он может расщеплять глютеновые белки на вещества, легко усваиваемые организмом. Эксперименты продемонстрировали: фермент устойчив к условиям пищеварительной системы и предположительно безопасен для человека. По словам директора института Андрея Замятнина, сейчас проходят доклинические испытания лекарства на основе этого фермента в виде капсул.

Опрос

Бедные люди

Подавляющее число российских врачей не удовлетворены своей зарплатой. И есть от чего: средняя зарплата медработников с учетом совместительства в 2016 году составила 28 500 рублей. Это на 7206 рублей меньше средней зарплаты по России. Вот как ответили российские доктора на вопрос: «Довольны ли вы оплатой своего труда?»

Источник: Академия труда и социальных отношений по заказу Профсоюза работников здравоохранения РФ

Технологии

Выплакиваем витамины

Тест на авитаминоз можно сделать по слезам, утверждают сотрудники Мичиганского технологического университета (США). Он дешевле традиционного анализа крови, а главное — безболезненный. Подносишь тест-полоску к нижнему веку, ловишь слезу — и материал для исследования взят. Оценка питательности рациона особо важна для младенцев, а выжать из них слезу обычно несложно. Ученые взяли несколько образцов слез у 4-месячных младенцев и их родителей, после чего применили жидкостную хроматографию и масс-спектрометрию. Анализ витаминов и иных питательных веществ по слезам оказался не менее точным, чем по крови. «Слезы могут стать отличным индикатором витаминов в организме», — говорит исследователь Марьям Каксари. Ученые уже работают над портативным прибором, который поможет быстро и точно оценивать состав своих слез.

Слезы могут стать отличным индикатором витаминов в организме, что особенно актуально для младенцев

Геронтология

Постричь хромосомы

Белок, регулирующий старение клетки, открыли сотрудники Исследовательского института Криппса (США). Они обнаружили его на теломерах — защитных «колпачках» на кончиках хромосом. Длину теломеры ученые напрямую связывают со старением клетки: когда мы рождаемся, теломеры в каждой клетке имеют определенную длину, а с каждым делением клетки они немного укорачиваются. Если теломеры становятся слишком короткими, клетка не может делиться: погибает или начинает стареть. Ученые научились наращивать теломеры, но это повышает риск развития рака. «Клеточные часы должны быть настроены очень тонко, чтобы ткани продолжали обновляться, а риск развития рака не увеличивался»,— говорит исследователь Эрос Ладзерини Денки. Открытый белок, названный TZAP, как раз контролирует длину теломер — обрезает слишком длинные концы, которые могут привести к неконтролируемому делению, то есть к онкологии.

Depositphotos / Photoxpress.ru

Гастроэнтерология

Не ешь белое!

Популярная в Европе пищевая добавка Е171, возможно, будет запрещена. Вещество представляет собой диоксид титана и активно используется для отбеливания в самых разных сферах — от лакокрасочной до пищевой промышленности. Так, в России Е171 можно съесть вместе с крабовыми палочками и сухим молоком, присутствует эта добавка в зубной пасте и жвачке. Ученые из Национального института сельскохозяйственных исследований во Франции решили проверить Е171 на канцерогенность. Мышей в течение 100 дней кормили продуктами, содержащими диоксид титана в тех концентрациях, в каких обычно употребляем его и мы. В итоге у 40 процентов животных обнаружили нарушения в работе иммунной системы и склонность к новообразованиям в кишечнике. Власти Франции заказали более подробное исследование и уже готовят ужесточение норм употребления диоксида титана в пищу.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Долговая разгрузка Долговая разгрузка

Ликвидные активы России превысили совокупные государственные займы

РБК, сентябрь'19
Как погиб древний континент размером с Гренландию: реконструкция Как погиб древний континент размером с Гренландию: реконструкция

Команда геологов раскрывает тайны древнего континента Большая Адрия

National Geographic, сентябрь'19
Министр окружающей среды Японии собирался сбросить радиоактивные отходы Фукусимы в океан. Его уволили Министр окружающей среды Японии собирался сбросить радиоактивные отходы Фукусимы в океан. Его уволили

Страна пока не может решить, как поступить с радиоактивной водой

National Geographic, сентябрь'19
Каким был последний день жизни динозавров на Земле? Каким был последний день жизни динозавров на Земле?

Учёные воссоздали хронологию столкновения планеты с гигантским метеоритом

National Geographic, сентябрь'19
Фото под лупой: пещерный человек Фото под лупой: пещерный человек

Приглядитесь: видите фигурки людей? Но что они делают в этой пещере?

National Geographic, сентябрь'19
Эпоха Victoria's Secret закончилась — поговорим о сексуальных стандартах Эпоха Victoria's Secret закончилась — поговорим о сексуальных стандартах

Осенью 2019 года компания Victoria's Secret не будет проводить традиционное шоу

РБК, сентябрь'19
Вена возглавила список наиболее комфортных для проживания городов мира Вена возглавила список наиболее комфортных для проживания городов мира

Об этом свидетельствуют данные ежегодного отчета The Economist Intelligence Unit

National Geographic, сентябрь'19
«Кто ты такая?» Разгадан давний секрет когтистой лягушки «Кто ты такая?» Разгадан давний секрет когтистой лягушки

Многовековая загадка когтистой лягушки Фрейзера раскрыта

National Geographic, сентябрь'19
Россия опередила Францию и Австралию в списке лучших стран для экотуризма Россия опередила Францию и Австралию в списке лучших стран для экотуризма

Лучшей страной для путешествий по дикой природе в 2019 году признана Финляндия

National Geographic, сентябрь'19
Антон Желнов и Юрий Сапрыкин — о Владимире Сорокине в жизни и на экране Антон Желнов и Юрий Сапрыкин — о Владимире Сорокине в жизни и на экране

В прокат вышел «Сорокин трип» — документальный фильм про писателя

РБК, сентябрь'19
ФСБ проводит сетевое разминирование ФСБ проводит сетевое разминирование

Два онлайн-сервиса заблокируют из-за ложных сообщений о терактах

РБК, сентябрь'19
Главное о 16-й Стамбульской биеннале и «седьмом континенте» из мусора Главное о 16-й Стамбульской биеннале и «седьмом континенте» из мусора

Очень короткий гид для тех, кто едет в Турцию

Vogue, сентябрь'19
Нефть по ударной цене Нефть по ударной цене

Цены на нефть уже выросли более чем на 10%, и это явно не предел

РБК, сентябрь'19
«Это Апокалипсис»: чудовищные последствия урагана «Дориан» на Багамах «Это Апокалипсис»: чудовищные последствия урагана «Дориан» на Багамах

Некогда райское место превратилось в руины

National Geographic, сентябрь'19
Осеннее потепление на европейском фронте Осеннее потепление на европейском фронте

Что министры России и Франции обсуждали на встрече в Москве

Взятие Зимнего Взятие Зимнего

Северная столица навсегда осталась городом поэтов, революций и метелей

GQ, сентябрь'19
Попали в окружение Попали в окружение

Дизайнеры Илья и Светлана Хомяковы оформили квартиру в Дюссельдорфе

AD, сентябрь'19
Нам во Вьетнам Нам во Вьетнам

Вспоминать студенчество едем в отель-кампус JW Marriott Phu Quoc Emerald Bay

Elle, сентябрь'19
Спортсмен года: Александр Овечкин Спортсмен года: Александр Овечкин

Звездный форвард «Вашингтон Кэпиталз» переписывает историю мирового хоккея

GQ, сентябрь'19
Разделенные питанием Разделенные питанием

Среди диетологов переполох

Огонёк, сентябрь'19
На реконструкции На реконструкции

Выясняем, какой кератин на самом деле нужен волосам

Glamour, сентябрь'19
Это еще не крах, но очень неприятно Это еще не крах, но очень неприятно

Нестыковки в нацпроектах отодвигают начало ускорения экономического роста

Эксперт, сентябрь'19
MCLExtreme – будущее гонок F1 от McLaren MCLExtreme – будущее гонок F1 от McLaren

McLaren Applied Technologies представила свое видение болидов Formula-1

Naked Science, апрель'19
Свой сад Свой сад

Дизайнер Ричард Куинн об этике, эстетике и сотрудничестве с «гениями» Moncler

Vogue, сентябрь'19
Внутренний ребенок: по дороге к себе Внутренний ребенок: по дороге к себе

Давным-давно жило-было наше детство с волшебниками, волками и темными лесами...

Psychologies, сентябрь'19
Тимур Тания: «Боюсь жену, когда она ремонтирует стиральную машинку» Тимур Тания: «Боюсь жену, когда она ремонтирует стиральную машинку»

Актер признался, что для него самое страшное на съемочной площадке

StarHit, сентябрь'19
Митя Фомин: «Я не гинеколог, но посмотреть могу!» Митя Фомин: «Я не гинеколог, но посмотреть могу!»

Певец рассказал о знаменитой пассии и своем секретном оружии