Наука.

Медицина

Материалы подготовила Дина Юсупова

Диетология

Перец от рака

Популярная в Индии пряность — тропический длинный перец — имеет, как выяснили ученые из Университета Техаса (США), антираковые свойства. Этот весьма острый на вкус перец содержит вещество пайперлонгумин, которое активно действует против многих видов рака: молочной железы, желудка, простаты, лейкоза. Ученые установили механизм его действия с помощью рентгеноструктурного анализа, который позволяет узнать структуру вещества. Оказалось, в организме пайперлонгумин трансформируется в особое вещество, подавляющее работу гена GSTP1. Этот ген отвечает за выработку токсичного фермента, который в большом количестве находят в злокачественных опухолях. «Надеемся, что открытие структуры пайперлонгумина позволит серьезно усовершенствовать существующие методы борьбы с раком»,— говорит один из авторов исследования профессор Кеннет Уэстовэр.

Depositphotos / Photoxpress.ru

Бактериология

Ответ туберкулезу

Ученые впервые за сто лет создали новую вакцину от туберкулеза. Она поможет в борьбе со штаммами бактерий, устойчивых к существующей терапии. Туберкулез — инфекционное заболевание, которое легко передается от человека к человеку. Одним из возбудителей является бактерия Mycobacterium tuberculosis, которая чаще всего поражает легкие. Основой нового лекарства стал родственник туберкулезной бактерии — микроб M.smegmatis. С помощью генной модификации медики заставили его производить токсины, опасные для бактерии туберкулеза. Как объясняет Аксель Гайзер из Исследовательского института Гопкирка (Новая Зеландия), ученые проверили действие вакцины на мышах, зараженных туберкулезом, и получили иммунный ответ. Это дает надежду, что прорыв в терапии трудноизлечимых форм туберкулеза реален.

Фармакология

Удар по глютену

Препарат для людей с непереносимостью глютена разработали сотрудники Института молекулярной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Глютен, который еще называют клейковиной,— это белок, находящийся практически во всех злаковых растениях. Примерно 1 процент людей имеет на него аллергию, которая грозит осложнениями — от дерматита до тяжелых пищеварительных расстройств. Новое лекарство создано из фермента тритикаинальфа (получен из семян пшеницы). Как показали исследования, он может расщеплять глютеновые белки на вещества, легко усваиваемые организмом. Эксперименты продемонстрировали: фермент устойчив к условиям пищеварительной системы и предположительно безопасен для человека. По словам директора института Андрея Замятнина, сейчас проходят доклинические испытания лекарства на основе этого фермента в виде капсул.

Опрос

Бедные люди

Подавляющее число российских врачей не удовлетворены своей зарплатой. И есть от чего: средняя зарплата медработников с учетом совместительства в 2016 году составила 28 500 рублей. Это на 7206 рублей меньше средней зарплаты по России. Вот как ответили российские доктора на вопрос: «Довольны ли вы оплатой своего труда?»

Источник: Академия труда и социальных отношений по заказу Профсоюза работников здравоохранения РФ

Технологии

Выплакиваем витамины

Тест на авитаминоз можно сделать по слезам, утверждают сотрудники Мичиганского технологического университета (США). Он дешевле традиционного анализа крови, а главное — безболезненный. Подносишь тест-полоску к нижнему веку, ловишь слезу — и материал для исследования взят. Оценка питательности рациона особо важна для младенцев, а выжать из них слезу обычно несложно. Ученые взяли несколько образцов слез у 4-месячных младенцев и их родителей, после чего применили жидкостную хроматографию и масс-спектрометрию. Анализ витаминов и иных питательных веществ по слезам оказался не менее точным, чем по крови. «Слезы могут стать отличным индикатором витаминов в организме», — говорит исследователь Марьям Каксари. Ученые уже работают над портативным прибором, который поможет быстро и точно оценивать состав своих слез.

Слезы могут стать отличным индикатором витаминов в организме, что особенно актуально для младенцев

Геронтология

Постричь хромосомы

Белок, регулирующий старение клетки, открыли сотрудники Исследовательского института Криппса (США). Они обнаружили его на теломерах — защитных «колпачках» на кончиках хромосом. Длину теломеры ученые напрямую связывают со старением клетки: когда мы рождаемся, теломеры в каждой клетке имеют определенную длину, а с каждым делением клетки они немного укорачиваются. Если теломеры становятся слишком короткими, клетка не может делиться: погибает или начинает стареть. Ученые научились наращивать теломеры, но это повышает риск развития рака. «Клеточные часы должны быть настроены очень тонко, чтобы ткани продолжали обновляться, а риск развития рака не увеличивался»,— говорит исследователь Эрос Ладзерини Денки. Открытый белок, названный TZAP, как раз контролирует длину теломер — обрезает слишком длинные концы, которые могут привести к неконтролируемому делению, то есть к онкологии.

Depositphotos / Photoxpress.ru

Гастроэнтерология

Не ешь белое!

Популярная в Европе пищевая добавка Е171, возможно, будет запрещена. Вещество представляет собой диоксид титана и активно используется для отбеливания в самых разных сферах — от лакокрасочной до пищевой промышленности. Так, в России Е171 можно съесть вместе с крабовыми палочками и сухим молоком, присутствует эта добавка в зубной пасте и жвачке. Ученые из Национального института сельскохозяйственных исследований во Франции решили проверить Е171 на канцерогенность. Мышей в течение 100 дней кормили продуктами, содержащими диоксид титана в тех концентрациях, в каких обычно употребляем его и мы. В итоге у 40 процентов животных обнаружили нарушения в работе иммунной системы и склонность к новообразованиям в кишечнике. Власти Франции заказали более подробное исследование и уже готовят ужесточение норм употребления диоксида титана в пищу.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Черным по белому Черным по белому

С чего начался бунт против собственной истории в США?

Огонёк
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

Письмо приглашенного главного редактора Письмо приглашенного главного редактора

Там нет реальных проявлений любви, объятий, которые она так любит

Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше

Недосып прибавляет к ощущаемому возрасту человека почти 4,5 года

Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире

Что раньше строили на месте крупных трагедий в России и мире

Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Что лучше, открыть окно или включить кондиционер? Что лучше, открыть окно или включить кондиционер?

Казалось бы, зачем использовать кондиционер, если можно опустить окно...

Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются 2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются

Зачем нарциссы возвращаются к своим бывшим снова и снова?

Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Сколько делается страховка на машину и на какой срок Сколько делается страховка на машину и на какой срок

Сколько можно ездить без страховки и какой минимальный срок действия полиса

Что делать, если вы придаете значение праздникам и годовщинам, а ваш партнер — нет Что делать, если вы придаете значение праздникам и годовщинам, а ваш партнер — нет

Что происходит, если ваши с партнером взгляды на даты и годовщины расходятся?

Уровень смертности молодых людей США в 2,5 раза выше, чем в других странах: почему Уровень смертности молодых людей США в 2,5 раза выше, чем в других странах: почему

Взрослые в США умирают гораздо чаще, чем их сверстники из других стран. Почему?

Зуммерам грозит эпидемия близорукости! И вот почему это произойдет: мнение эксперта Зуммерам грозит эпидемия близорукости! И вот почему это произойдет: мнение эксперта

Западный специалист указывает на потенциальную «эпидемию слепоты» среди зуммеров

10 лучших документальных и научных сериалов 10 лучших документальных и научных сериалов

Сериалы о вселенной, авиакатастрофах, технологиях, криминале...

12 цитат 98-летнего долгожителя, которые помогут найти себя в жизни 12 цитат 98-летнего долгожителя, которые помогут найти себя в жизни

Мы же решили узнать у 98-летнего жителя, что он думает о счастье и смысле жизни

Червяги покормили детенышей «молоком» из клоаки Червяги покормили детенышей «молоком» из клоаки

Самки кольчатых червяг кормят детенышей богатым липидами и углеводами «молоком»

Ученые раскрыли секрет, почему нам даже во взрослом возрасте бывает трудно расстаться с детскими игрушками Ученые раскрыли секрет, почему нам даже во взрослом возрасте бывает трудно расстаться с детскими игрушками

Почему мы не можем отвязаться от старых игрушек?

Петербург будущего Петербург будущего

Как применить ИИ во славу Петербурга будущего?

Марика Коротаева Марика Коротаева