Культура | Персона
«Наша великая стена еще неприступнее, чем настоящая»
2 февраля в прокат выходит новый фильм Чжана Имоу «Великая стена» — сказка о борьбе древней китайской цивилизации с вековечным злом. Обозреватель «Огонька» поговорил с актером Уиллемом Дэфо, сыгравшим одну из главных ролей в фильме
Чжан Имоу — классик китайского кино, важнейшая фигура так называемого пятого поколения китайских режиссеров, которые пришли в профессию одновременно с либеральными экономическими реформами 1980-х. Начав чуть ли не как диссидент, привносивший в китайское кино, прежде насквозь заидеологизированное, темы индивидуализма, частной жизни и социальных проблем и репрессий (в годы культурной революции Имоу сам был отправлен на перевоспитание в деревню), к 2000-м Имоу отошел от драм о настоящем и прекрасно встроился в контекст госидеологии со своими костюмно-историческими экшенами, транслирующими мораль в духе гоббсовского «Левиафана» в коротких перерывах между эффектными поединками на летающих кинжалах. А во время Олимпийских игр в Пекине он даже был назначен главным постановщиком массовых зрелищ.
«Стена» — широкомасштабная сказка о борьбе древней китайской цивилизации и примкнувшего к ней Мэтта Деймона с вековечным жабообразным злом, скрывающимся где-то в недрах великой степи, вполне вписывается в тренд государственнической басни с головокружительными спецэффектами. Тем более что это первый фильм американской студии Legendary после приобретения ее контрольного пакета Wanda Group, крупнейшей девелоперской компанией Китая, также владеющей самой крупной в стране сетью частных кинотеатров. Китай и Голливуд сейчас идут на тесное сближение (тут можно вспомнить еще недавнее слияние Amblin Partners, компании Стивена Спилберга, с Alibaba Group), и, конечно, все внимание профессиональной прессы приковано к прецеденту «Великой стены». Насколько агитационным выйдет первый голливудо-китайский фильм, снятый с учетом всех цензурных требований китайской госадминистрации, но при этом с участием американских актеров и технических специалистов?
Что же, в этом отношении новая работа Имоу ничуть не отличается от предыдущих: аттракционы по-прежнему на высоте, а идеология подается мягко, как и положено в сказке. В то время как голливудские и китайские звезды (Энди Лау, Лу Хан) при поддержке тысячной массовки зрелищными способами изничтожают монстров, идущих на штурм Стены, белым варварам-индивидуалистам преподается урок не только высочайшей технологии (порох, воздухоплавание, фортификация и еще черта в ступе), но и дисциплины, самоотречения в пользу общества. Жертвуя личными интересами ради блага всех, герой Мэтта Деймона, конечно, приобретает не только новый статус, превращаясь из безродного авантюриста, прокравшегося в Китай за рецептом пороха, в уважаемого члена общества, но и материальные бонусы. А те, кто отказывается перековываться и гнут неолиберальную линию эгоизма и примата личных интересов над государственным, будут наказаны самой судьбой, как, например, персонаж Уиллема Дэфо.